Главная > Интервью и комментарии Общество

Игорь Власенко: «Количество обращений постоянно растет»

17 сентября, 15:22 Общество

В Тольятти уже не первый год работает Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Находит ли предложенный формат взаимоотношений с властью понимание у жителей нашего города? Что он им дал, чем помог? На эти и другие вопросы отвечает директор МФЦ Игорь Власенко.

– Игорь Александрович, давайте начнем с простого вопроса: что такое Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг?

– Одна из основных задач центра, но не единственная – это предоставление государственных и муниципальных услуг. Их диапазон достаточно широк. На базе МФЦ эти услуги оказывают специалисты МФЦ, миграционная служба, ЗАГС, служба судебных приставов, МВД, депар тамент социальной защиты населения, управление Пенсионного фонда – и это далеко не полный перечень органов власти. Миграционная служба осуществляет регистрацию граждан РФ по месту жительства и месту пребывания, снятие с регистрационного учета. Также ведет прием документов для получения и замены паспорта гражданина РФ, для оформления заграничного паспорта, для постановки иностранных граждан на миграционный учет. МФЦ работает по принципу одного окна, то есть в одном месте можно получить услуги, оказываемые разными ведомствами. Достоинства МФЦ налицо. Кроме того, в отделениях функционирует электронная очередь, которая равномерно распределяет нагрузку между специалистами и сокращает время ожидания приема.

– Что такое универсальная электронная карта, которую уже сегодня можно получить в вашем учреждении?

– Универсальная электронная карта – это материальный носитель, содержащий зафиксированную информацию о пользователе. Используется УЭК для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством РФ, юридически значимых действий в электронной форме. Таким образом, электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системе обязательного страхования, иные права гражданина.

– Так получилось, что я посетил ваш филиал на улице Юбилейной – что там за беда с парковкой, когда и, самое главное, как планируете улучшить ситуацию?

– Ситуация там сложнее, чем может показаться на первый взгляд. МФЦ принадлежит только небольшая полоска земли, которая находится перед нашим офисом, все, что дальше, – это уже не наша собственность. Для того чтобы расширить парковку, необходимо принять целый комплекс решений, и почти все они будут связаны с тратами из городского бюджета. Раньше не было и той парковки, которая существует сегодня. Сегодняшние проблемы связаны еще и с тем, что отделение на улице Юбилейной не рассчитано на такое большое количество посетителей.

– Причины очередей только в этом?

– С начала 2013 года у нас увеличилось количество услуг, и сегодня их более 110. Дополнительных окон открыто не было, и поэтому появились очереди. До конца же 2014 года в МФЦ должно будет работать 131 окно, а сегодня их работает 67.

– Из этой сотни с лишним какие услуги наиболее востребованы?

– Получение загранпаспортов, получение российских паспортов, кадастровые услуги, так называемый земельно-имущественный блок и все, что связанно с детскими садами.

– И сколько обращений вы обрабатываете?

– Количество обращений постоянно растет. Если в первом квартале в тот же офис на улице Юбилейной обратилось 52,5 тысячи человек, то во втором квартале их количество составило 55,5 тысячи. Если смотреть дальше, то за июль и август нам поступило 44 тысячи обращений, и это, подчеркну еще раз, только на улице Юбилейной.

– Все эти люди, где они были раньше?

– Они обращались напрямую в паспортные столы, регистрационную палату и другие органы власти. Теперь же в нашем городе есть МФЦ, который позволяет получать услуги по принципу одного окна.

– Вы не боитесь, что со временем население все же освоит интернет в полном объеме и ваши услуги окажутся невостребованными?

– Когда административная реформа реализовывалась правительством Российской Федерации, все в конечном итоге понимали, что услуги прежде всего должны быть доступными. Доступность может рассматриваться по-разному, например физическая доступность или доступность как отсутствие коррупционных и бюрократических барьеров. Перевод услуг в электронный вид решает поставленные задачи, но не все пользователи на данный момент умеют получать услуги через интернет. Хотя до конца 2013 года все государственные услуги должны будут предоставляться в электронном виде. Плюс к этому, любой гражданин уже сегодня может получить универсальную электронную карту, в будущем с ее помощью можно будет иметь доступ к любой услуге. В связи с этим создание МФЦ – это чисто мое мнение – можно рассматривать как некий промежуточный этап. На данный момент очень много людей, которые не могут воспользоваться услугами в электронном виде, и я думаю, что такие люди будут всегда.

– Давайте затронем такой психологический вопрос – люди к вам привыкли?

– Если в первый год работы про нас мало кто знал, по статистике – каждый десятый, то сейчас о нас знают два человека из трех. Поэтому можно сделать вывод, что к нам привыкли. За год у нас будет около четырехсот тысяч посещений, это больше половины населения Тольятти. Понятно, что эта цифра показывает не только уникальные обращения, согласитесь, статистика говорит сама за себя.

– Среди часто запрашиваемых услуг вы назвали детские сады – что там постоянно меняется, если людям приходится так часто к вам обращаться?

– Речь идет о постановке на очередь в детский сад, если изменился адрес, номер телефона, фамилия. У кого-то меняется категория. Кто- то переезжает. По детским садам у нас обращений очень много, особенно летом.

– Кроме всего прочего, вы занимаетесь еще и социальными выплатами?

– Совершенно верно, за нами закреплена такая функция. Мы отвечаем за выплаты малообеспеченным гражданам и бывшим муниципальным служащим. Также мы производим расчет социального найма для граждан, проживающих в муниципальном жилье. Это порядка 20 тысяч человек.

– Давайте помечтаем: наступил 2015 год, у вас открылось 131 окно – и этого хватит, чтобы все тольяттинцы получали запрашиваемые услуги быстро, без очередей?

– Первая задача на текущий год – открыть отделение в Комсомольском районе, который у нас вообще не охвачен. Также появятся дополнительные окна в здании мэрии на ул. Белорусской, 33, и в администрации Центрального района. Расчет простой – на пять тысяч населения должно быть одно окно. Если следовать этому нормативу, то время ожидания в очереди не должно превышать 15 минут.

– Если не ошибаюсь, в Санкт- Петербурге есть частная организация, которая осуществляет такие же услуги, но платно. Нет опасения, что и в Тольятти у вас появится конкурент в лице частника?

– В Санкт-Петербурге есть муниципальный центр, а есть и альтернативный, частный. Но нам тут бояться нечего. Наши услуги предоставляются бесплатно для заявителя. Опасение вызывает другое – риелторы, которые торгуют местами в очередях. Приезжают с утра пораньше, создают очередь и потом за вознаграждение продают места. Сегодня много сделок с недвижимостью, и они этим пользуются. И бороться с этим можно только созданием дополнительных окон. Как только окон будет достаточно, очереди исчезнут, исчезнут и риелторы, пытающиеся спекулировать на очередях.

– Насколько я знаю, у вас есть платный вариант оказания услуг, он помогает бороться с продажей мест в очередях?

– Отчасти. За отдельную плату наш специалист может выехать к человеку на дом. Стоимость оказания одной услуги в этом случае составит 850 рублей.

– Может быть, наивный вопрос, но создание МФЦ разве не привело к тому, что чиновников стало больше?

– Создание МФЦ как раз и означает не только радикальное повышение качества предоставляемых государством услуг, но и сокращение числа чиновников, работающих с людьми. А это соответственно снижает и коррупционные риски в государственных и муниципальных структурах, что тоже важно. Не надо забывать: проводимая в российской федерации административная реформа имеет своей целью не только доступность государственных и муниципальных услуг, но и максимальную прозрачность деятельности органов власти.

Савва Раводин