Самарский узел Куйбышевской железной дороги
Самара издавна является одним из наиболее важных административных центров России. В наши дни это шестой по величине город страны, в котором проживает без малого один миллион двести тысяч человек, а площадь немного меньше полутысячи километров в квадрате.
Роль Самары как гигантского транспортного узла обуславливается еще и значением города как крупного промышленного центра, в котором трудоустраиваются жители окрестных районов. К тому же Самарская область расположена в Среднем Поволжье, на перекрестке важнейших исторических путей с востока на запад России и с севера на юг, из-за чего местные железнодорожные станции часто становятся важной остановкой поездов дальнего следования.
Железная дорога здесь появилась еще в девятнадцатом веке – в те годы, когда рельсовыми путями активно соединялись все крупные центры Российской империи. Первые два направления связывали Самару с Москвой и поволжский регион с приуральским. Эти линии были построены в 1864 и в 1890 годах соответственно. Позже, в 1936 году, все линии области были объединены в Куйбышевскую железную дорогу, которая существует и поныне, обслуживая весь регион Среднего Поволжья. Величина железной дороги поражает: общая длина путей, находящихся под ее управлением, насчитывает одиннадцать с половиной тысяч километров, из которых более семи тысяч относится к главным путям. Кроме непосредственно Самарской области, дорога связывает три крупных российских центра автомобилестроения: Тольятти, Набережные Челны и Ульяновск. К тому же дорога обслуживает немалое количество оборонных предприятий и нефтеперерабатывающих заводов.
О значении этой дороги говорит и тот факт, что ее электрификация была одной из первых в России: она началась уже в 1943 году. Сейчас Куйбышевская железная дорога ежегодно обслуживает более пятнадцати миллионов пассажиров на пригородных линиях и более шести миллионов пассажиров поездов дальнего сообщения. Современный железнодорожный вокзал Самары, самый высокий в Европе (более ста метров), принимает около шестнадцати тысяч человек в сутки. Отсюда и с других узловых станций области, Красноярска и Сызрани, уходят прямые и проходящие поезда дальнего следования в направлении крупнейших центров Российской Федерации: Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Владивостока, Иркутска, Астрахани, курортного Причерноморья, а также в направлении городов соседних государств: Симферополя, Гомеля, Могилева, Караганды, Витебска, Бреста, Одессы и так далее. Подробное расписание по Самаре доступно тут.