Главная > Экономика

Топ-менеджеры АВТОВАЗа готовы «подтянуть пояса» вместе с рабочим коллективом

14 августа, 14:48 Экономика

На прошедшей сегодня колдоговорной конференции АВТОВАЗа прозвучали призывы снизить зарплату управленцев, а за счет высвободившихся средств увеличить оплату труда рабочих.

В своем выступлении президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин согласился, что над этой проблемой нужно поработать:

— Все, что касалось заработной платы менеджмента и заработной платы рабочего – здесь есть рациональное зерно. Это надо обдумать и я обещаю, что мы это обдумаем. Но сегодня оплата труда менеджмента адекватна. Мы одни из первых ушли от премий, какого-либо типа премий, вообще сегодня никто из менеджмента этих премий не получают. Я сегодня хотел бы вам сказать – эта модель, с которой мы жили – она будет уточняться. И мы, еще раз повторяю, будем изыскивать новые возможности снижения издержек и в этом отношении очень надеемся на коллектив.

 

Полная стенограмма выступления президента ОАО «АВТОВАЗ» Бориса Алешина:

— Первое, что хотелось бы сказать. Автомобильный рынок России за 7 месяцев текущего года упал на 50,4%. На этом рынке доля АВТОВАЗа – 30 процентов на сегодняшний день. Как я вам и обещал, что мы выйдем на 30% в июне-июле.

Эти 30% являются главным основным показателем вообще существования любой компании на рынке. Это говорит о том, что компания находится в привлекательном состоянии с точки зрения ее позиционирования и те продажи, которые она показывает, являются привлекательными с точки зрения развития бизнеса. При этом если ввести все антикризисные меры, экономить на затратах и продолжать лидерство в продажах. Темп падения нашей компании является третьим в рейтинге. Лучше нас Фольксваген, который упал на 19% и Рено, которая упала на 40 процентов. Падение продолжается практически у всех. Мы в этом смысле находимся в тройке лидеров.

Я хотел бы обратить ваше внимание, что мы полностью перестроили всю работы сбытовой системы. Мы из состояния, когда дилер платил нам аванс, а мы в 65 дней предоставляли автомобиль, перешли на систему реального взаимодействия с дилерами и покупателями. И я хочу сказать, что много камней сыпется именно в эту точку. Но все мы понимаем, что рынок сжался и нам хотелось бы, чтобы объемы продаж существенно увеличились. И мы именно с этой точкой связываем наши надежды. Но хотелось бы ответить на посещение 4-5 центров в Тольятти. Я сам их проехал и могу сказать вам, что все центры имеют наши автомобили, но в них плохо работают люди. Лада-Восток, Крумб-Сервис, Полад, наши Жигули — самый плохой магазин. Я вам об этом говорил. И здесь необходимо администрации, вместе с профсоюзами и общественными организациями налаживать порядок. Потому что этот магазин находится в прямом подчинении к заводу, несмотря на то, что принадлежит «Лада-Сервису». Но что я хочу вам сказать, единственная компания, в которой я нашел полное понимание со стороны продавцов – это магазин «Полад». У нас сними очень много споров было и проблем, но я хочу сказать, что именно там продают машины. Именно там присутствуют банки, которые работают в почти круглосуточном режиме. Именно там есть полный набор услуг. А что остальные? На Тольятти нам нужно иметь 5-7 дилерских центров. А у нас сегодня 30. И это вопрос не администрации, это вопрос некого соглашения негласного с городом, с вами и бизнесом. Мы не можем обрубить в Тольятти такое большое количество рабочих мест. И поэтому система эта в Тольятти недостаточно эффективна. И поэтому я это признаю. Но машины есть везде.

Далее, что касается банков, мер, которые разрабатываются в поддержку. Часть из них разработана государством, но большая часть разработана все же нами. Я хочу обратить ваше внимание – сегодня на складе только нашей компании нет автомобилей 2008 года. У всех наших конкурентов на территории России не завершена продажа автомобилей 2008 года. Что же происходит? Да, всем понятно. Спрос сжался везде. Он сжался не только из-за падения показателей экономики, реального снижения ее темпов, не только потому, что упало производство, увольняются люди. Люди насторожены, не делают серьезных покупок. И нам всем это понятно. Мы по-другому стали планировать свою жизнь, с большой осторожностью. И здесь конечно важнейшую роль играет насколько государство пройдет эту точку. Насколько правильно руководство донесет до людей, что драматизма колоссального просто нет. Точно также как его нет на нашем заводе. И я назвал вам наше позиционирование на рынке.

Я горжусь тем, что наши меры, разработанные на АВТОВАЗе, разработаны были быстрее, чем кем либо. Программа ЛАДА ФИНАНС – сегодня вы можете прийти и приобрести автомобиль в лучших центрах. Вы можете приобрести автомобиль по нулевой ставке. И что происходит? Почему сейчас не покупают? А рядом сидят банки тольяттинские, которые предлагают 11, 14 процентов за кредит и люди не покупают. А в прошлом году на этот период средневзвешенная ставка по этому же кредиту была 16,5 процентов. И автомобили уходили просто как горячие пирожки. Вопрос в этой настороженности. Что люди мало готовы покупать при любых условиях. Поэтому мы наращиваем эти услуги, стараемся привлечь клиентов.

Сейчас совместно со страховыми компаниями мы разрабатываем метод, связанный с возвратом автомобиля, если человек теряет работу. Его способность поддерживать кредитную линию поддерживает страховая компания. И на период его неработоспособности страховая компания будет в течение полугода оплачивать процент и человек будет иметь право вернуть машину, если по истечении этого времени так и не найдет работу. Мы делаем систему скидок, мы делаем очень и очень много.

Итак, важнейший вопрос – у нас есть продукт и этот продукт ничуть не хуже продуктов наших конкурентов. Да, у нас есть проблемы качества. Есть даже детали, которые по 20 лет не меняются. Да, мы это все видим и понимаем. И знаем, что без качества развиваться будет сложно, будет сложно сделать новый автомобиль. Как мы войдем в класс «С» с таким низким качеством. Но в целом нынешний модельный ряд вполне отображает соотношение – стоимость-качество.

Теперь не надо думать, что все наши машины равнопрочны, равноценны на рынке и пользуются спросом с одинаковой силой. Я могу вам сказать, что «Приора», которая является лидером и является флагманом практически в тяжелейшей ситуации. Каждый год мы выдаем новый автомобиль на рынок. Мы имеем продукт, которым можно и нужно гордиться. Да, многое еще нужно делать, но у нас есть этот продукт и нужно смотреть в будущее, повысить качество, обязательно делать новый бюджетный автомобиль, смотреть с учетом повышения качества как мы пойдем в класс «С» и наша жизнь будет зависеть от этих основных усилий.

Нельзя питать иллюзий. Мы говорим – ЛАДА Калина. А вы знаете, что по продажам этот автомобиль не является пионерским, не является удобным для дилеров. Несмотря на то, что падение продаж Калины находится на уровне 22-23% от прошлого года, мы по-прежнему очень мало производим этих автомобилей. По некоторым вопросам нельзя питать иллюзий. Не всякий автомобиль удачен в нашем модельном ряде. И поэтому я хочу сказать – дилеры делают колоссальные усилия, чтобы продать Калину. Дилеры получают автомобиль по отпускной цене, и им устанавливается премия за выполнение плана. Причем мы платим премии за автомобили автомобилями же. Мы полностью перестроили поставки в регионы, мы первыми ввели работу с ПТСами черед DHL. Да, это все равно занимает время. Но мы в каждую точку доставляем ПТС максимум за 5 дней. И это наше достижение. И я могу сказать, с нами консультируются по системе сбыта практически все мировые лидеры. Недавно по этому поводу со мной общалась Тойота. Они хотят посмотреть, как мы достигаем результатов продаж.

Но дальше сам рынок как стена. И как его раскачать, что нужно сделать для этого? Мы здесь не стоим на месте. При этом конечно основным стимулирующем спрос инструментом является субсидирование покупателя. Именно покупатель должен получить живые деньги для того, чтобы приобрести новый автомобиль. Иметь возможность при обмене старого на новый получить определенную сумму. И это может стать стимулом. Правительство сейчас занимается разработкой этих мер. Вводится кредитная программа, мы получили временной лаг между объявлением и выпуском постановления правительства в 4 месяца, мы получили сразу отложенный спрос. Позавчера было объявлено о том, что будут выдаваться сертификаты. Я вас уверяю, мы за несколько месяцев до введения этой нормы получим отложенный спрос. И продажи опять упадут. И мы, конечно, взаимодействуем с правительством на этот счет. Но я считаю, у нас есть продукт, у нас есть система его реализации, есть позиционирование на рынке сбыта. И я считаю, что это главный элемент успеха в будущем. Поэтому конечно всегда остаются недостатки, конечно, есть проблемы.

Есть проблемы организационного характера. Но только вдумайтесь в эту цифру. Мы единственные в объеме продаж используем сегодня кредитов 27,8%. Мы вернулись практически в кредитную составляющую на 30 процентную отметку. Рядом вообще никого нет. Мы используем все механизмы, которые нам предоставляет правительство. Мы используем все возможности и сшиваем их со своими собственными методами. Лада Финанс могла заработать только при субсидировании программы со стороны правительства и нашими скидками. И это важнейший фактор, который необходимо развивать.

Теперь я несколько слов хотел сказать о текущем состоянии завода. Вообще к чему мы пришли, что происходило помимо того, что падали объемы продаж. Все мировые аналитики в конце 2008 года оценивали падение рынка максимум до 1,8 миллиона. Сегодня мы не можем рассчитывать на 1,2 миллиона. Отсюда программа. И в этой ситуации мы не могли иметь долгосрочные горизонты планирования. Мы вышли на планирование максимум двухмесячное. Дальше мы не понимали, что будет происходить. Это ручное управление. В некоторых месяцах мы планировали ежемесячно. Это было критическое планирование. И конечно мы сделали все для того, чтобы закончить 2008 год, дать возможность доработать поставщикам и дилерам, особенно поставщикам, чья финансовая отчетность оказалась более благоприятном состоянии, чем наша. И мы рассчитывали на их понимание, что они будут поддерживать нас снижением цен, займом денег в кредитных организациях, банках. Но этого не произошло. Девальвация произошла слишком поздно. Нас обвиняют по поводу введения пошлин, что мы лоббировали эти пошлины. Я хочу сказать вам, что нам эти меры ничего не дают. И мы не лоббировали и лоббировать дальше не будем. Это искаженное общественное мнение. Но есть какая то корпоративная этика, которая не позволяла мне выступать на всю страну и отказываться от всего, что АвтоВАЗу эта мера нужна. Оно и очевидно, если рядом сборщики, которые ввозят компоненты для Рено, Фольксвагена, всех. Ну и какая нам разница, если у них нет пошлин, как системы регулирования или нет. Они все равно завезут свою продукцию и окажутся на более позитивных позициях чем мы. Они все на новых площадках, они все получили возможность подключаться к инфраструктуре за мизерные деньги. Они получили льготы по налогам. И они все строят мизерные производства максимум в 200 тысяч автомобилей.

Наша проблема заключается в том, что мы живем в миллионном городе и производим миллион автомобилей под одной крышей. Этого нет нигде уже. Но это наша проблема и мы ее должны решать и мы должны сделать все, чтобы эта компания стала эффективной. Проще это сделать на чистой площадке, в небольших объемах. И поэтому те, кто здесь сетуют – еще много предстоит делать за длительное время. Наша программа антикризисная сегодня разработана примерно на 19 миллиардов. У нас на полугодие второе 5 с лишним миллиардов рублей стоит в плане, чтобы мы могли снизить издержки. Но я всем своим коллегам даю задание на то, чтобы они составляли в своем плане. Не пишите меры, связанные с падения спроса, потому что они не носят системного характера. Спрос увеличится, мы станем в ряды лидеров по производству и продаже, но системных проблем так и не решим. В этих 19 миллиардах это решение системных проблем – изменение системы продаж, изменение логистики, развитие разного вида бизнеса, от запчастей, тех, которые сегодня практически не дают нам дохода до аутсорсинга и вывода всех непрофильных активов, которые не дают нам нормально работать и осуществлять свою хозяйственную деятельность. И эта программа должна дать результат. Но и ее недостаточно. Поэтому конечно мы находились с вами в руках с тезисом «Мы все вместе». Мы все делаем, чтобы сохранить рабочие места, и мы идем по этому пути с вами вот уже 8 месяцев. И наши простои на сегодняшний день с расчета до конца года должны нам обойтись в 7,1 миллиарда рублей. Сюда надо добавить 6 с лишним миллиардов процентов по кредиту, которые тоже неадекватны нашей деятельности. Как людей, которые работают в автомобилестроении. 13 с лишним миллиардов издержек, которые мы должны покрывать просто потому, что мы существуем.

Все здесь говорят – наша зарплата будет с сентября 4-5 тысяч. На сегодняшний день у нас самая высокая зарплата. И она равна (гул в зале). Это я говорю вам исходя из статистики за 6 месяцев. Итак, вот эти все высказывания по поводу того, как жить, что делать – все мы прекрасно понимаем и озабочены этим всем. Возникает вопрос – в какой модели мы будем продолжать жить. И этим сейчас озабочено руководство. Много очень высказывалось здесь. Все, что касалось заработной платы менеджмента и заработной платы рабочего – здесь есть рациональное зерно. Это надо обдумать и я обещаю, что мы это обдумаем. Но сегодня оплата труда менеджмента адекватна. Мы одни из первых ушли от премий, какого-либо типа премий, вообще сегодня никто из менеджмента этих премий не получают. Я сегодня хотел бы вам сказать – эта модель, с которой мы жили – она будет уточняться. И мы, еще раз повторяю, будем изыскивать новые возможности снижения издержек и в этом отношении очень надеемся на коллектив.

Здесь было выступление по поводу того, что такое профсоюз и что такое администрация, и в каких отношениях они должны находиться. И конечно очень важно, чтобы профсоюзный комитет мог иметь некую более активную позицию и вести с нами более активно диалог по поводу введения того или иного вида мер с введением режима. И более того, с более активным обсуждением этих мер в коллективе. Я хотел бы всех вас заверить, что у нас есть все необходимые ресурсы и условия. И наша компания не заслуживает такого огульного отношения в прессе, даже у известных людей некоторых. Мы имеем продукт, имеем квалифицированный коллектив и мы имеем рынок наших автомобилей. Это главное. Если мы сумеем переломить ситуацию, тогда и колдоговор будет выполняться нужным образом, и люди будут получать вовремя зарплату, и мы это все понимаем. Поэтому спасибо вам большое и за терпение и за ударную, хорошую работу. Хочу поблагодарить руководителей производств, благодарю всех вас за активную жизненную позицию. За то, что вы по существу даете определенный вектор на позитивное видение развития нашего предприятия.

Игорь Семенов