Главная > Интервью и комментарии Экономика

Николай Игнатьев: «Мы и сами растем, и вкладываем в будущее»

13 февраля, 10:50 Экономика

Мы приехали к президенту Группы компаний «АКОМ» утром, в начале 10-го. «У него сейчас селекторное совещание, подождите три минуты» — попросила секретарь. И правда, ровно через три минуты дверь в кабинет Николая Игнатьева распахнулась, нас пригласили войти. 

— Николай Михайлович, для многих АКОМ ассоциируется с Жигулевском. Во-первых, потому что предприятие здесь находится. Во-вторых, оно немало помогает городу, начиная с организации культурных мероприятий, заканчивая популяризацией Жигулевска на различных уровнях, вплоть до международного. А вы сами как считаете: АКОМ – жигулевское предприятие?

— Начнем с того, что АКОМ по объемам промышленного производства – самое крупное в Жигулевске предприятие, за исключением разве что Волжской ГЭС. Работают у нас, в основном, жители Жигулевска. Завод действительно играет колоссальную роль в жизни города, в его культурно-социальном развитии. Я являюсь председателем городского общественного совета. Кроме того, сейчас мы организовываем здесь представительство Союза работодателей Самарской области. Но при этом: АКОМ давно стал группой компаний, и завод в Жигулевске – не единственный. У нас есть предприятия и в Тольятти – металлургическое производство, производство пластиковых компонентов. Поэтому сказать, что весь АКОМ — жигулевское предприятие, нельзя. Я бы так сказал: мы родом из Жигулевска.

— Что это за представительство Союза работодателей, о котором вы упомянули? Для чего или для кого оно создается?

— Союз работодателей — организация очень солидная. В нее входят собственники и топ-менеджеры крупнейших предприятий Самарской области. АКОМ тоже в составе Союза. Но если эта структура развита в Самаре и в Тольятти, то в целом по области ее практически нет – ни в Жигулевске, ни в Чапаевске, ни в Отрадном, ни в Сызрани. Поэтому правительство Самарской области поставило четкую задачу: ту работу, которая ведется Союзом на региональном уровне, необходимо распространить и на другие города. Мне, как члену совета Союза работодателей Самарской области, поступило поручение от председателя правительства Александра Нефедова – организовать эту ячейку в Жигулевске. Я и сам давно думал о том, чтобы как-то объединить предприятия города, не единожды говорил об этом предыдущему мэру, Александру Курылину. Необходимо, чтобы в Жигулевске была какая-то сила, которая могла бы увеличить потенциал для развития города, оказывать ему в этом помощь. Дело сдвинулось. 14-го февраля на отчетно-выборном собрании Союза работодателей в Самаре буду докладывать о результатах, достигнутых в Жигулевске. Предварительное совещание проведено, протоколы приняты, руководитель представительства назначен. Потом жигулевские компании должны будут вступить сначала в Союз работодателей, а потом уже с их участием будет создано местное представительство.

— Разве в Жигулевске много крупных предприятий, с которыми можно объединиться? Мне кажется, для маленького городка более характерен малый и микробизнес.

— Тут я с вами не соглашусь. В Жигулевске есть и средний, и крупный бизнес: Волжская металлургическая компания, Жигулевский цементный завод, МЕТА, хлебозавод. Участия этих и других предприятий достаточно для того, чтобы, поставив перед собой определенные цели, достигать их. А цели есть. Вообще есть такое понятие, как «социальная ответственность бизнеса». И если для Самары, для Тольятти участие предприятий в жизни города – это норма, то Жигулевск в этом плане серьезно отстает. Сегодня, по сути, только АКОМ занимает активную позицию. Остальные – в тени. Но это неправильно. Нужно привлекать для развития города все предприятия. Одним нам тяжело. Поэтому нужно объединиться.

— Николай Михайлович, вы уже несколько раз привели в пример Самару и Тольятти. Сейчас в областном правительстве формируется концепция самарско-тольяттинской агломерации, куда будет входить восемь городов и 12 муниципальных образований, в том числе, естественно, Жигулевск. Предполагается, это даст толчок развитию очень многих отраслей…

— Конечно, даст. Вот смотрите, яркий пример. Наша группа компаний начиналась с жигулевского завода. Основной актив – он и сейчас в Жигулевске. Да, у нас появились заводы в Тольятти, мы вышли на другой, более высокий уровень. Но АКОМ продолжали воспринимать как жигулевское предприятие. Мне стоило огромных трудов донести, в том числе до областного правительства, что мы уже не просто жигулевская компания. Мы группа компаний, в которую входят серьезные предприятия Тольятти: два завода, торгово-маркетинговая компания, само правление находится в Тольятти. И отношение к нам стало меняться – как к уже более взрослому ребенку. Уже можно рассчитывать на какой-то диалог с областной и федеральной властью. Без их помощи предприятиям трудно. И, чтобы быть на каком-то уровне, необходимо участвовать в различных программах. Нам, например, регионального уровня уже недостаточно. Мы выходим на федеральный, начинаем участвовать в их программах. И, возвращаясь к вопросу, одно дело, когда предприятие от Жигулевска пытается втиснуться в какую-то программу, другое – когда оно идет от сообщества самарско-тольяттинской агломерации. Уровень разный. Разное отношение. Вес другой.

— А то, что АКОМ теперь резидент IT-парка «Жигулевкая долина» — это тоже для придания веса?

— Не совсем так. Объясню. В конце 2012 года АКОМ вступил в «Евробад». Это объединение крупнейших в мире производителей аккумуляторных батарей и оборудования для этой отрасли. Мы единственные из России, кто туда вошел. Нам это нужно: большинство наших потребителей – иностранные заводы, у них для поставщиков весьма высокие требования. И для того, чтобы продолжать удерживать свои позиции, осваивать новые площадки, нам необходимо идти в ногу со временем. Для этого требуется наличие собственных разработок. Иначе твоя работа – не что иное, как копирование чьих-то результатов. И если ты копируешь – ты никогда не догонишь лидеров.

Для собственных разработок нужны научно-исследовательские центры, по типу вазовского НТЦ. Содержать их очень дорого. Это и кадровый состав высококвалифицированных специалистов, и серьезное оборудование. При этом прибыли такие центры, как вы понимаете, не приносят никакой. Это вклад в будущее. Мне очень хотелось развивать научное направление. И я все время думал: как это сделать? А тут — «Жигулевская долина». Решили участвовать. В конце декабря мы в правительстве Самарской области успешно защитили проект, и АКОМ был рекомендован к получению статуса резидента. Что нам это даст? Помощь государства для работы нашего научно-исследовательского центра. Мы тем самым делаем шаг навстречу завтрашнему дню. Это шаг не только для жигулевского завода, но и для всех предприятий, которые входят в нашу группу компаний. Научный центр будет работать на все заводы. Так что мы и сами растем, и вкладываем в свое будущее.

— Кстати, о будущем. АКОМ серьезное внимание уделяет модернизации производства, принята и реализуется инвестиционная программа до 2015 года. А что потом? Есть какие-то далеко идущие планы?

— Инвестиционная программа никогда не заканчивается. Есть просто некий горизонт в четыре-пять лет, который просматривается и его можно спланировать. Мы сейчас реализуем свою программу, в планах — увеличение проектной мощности до 2,5 миллионов аккумуляторов в год. Это максимум, что может нам позволить жигулевская площадка: тут и ограничение по территории, и серьезнейшие требования по экологии. Но мы же хотим стать глобальным игроком! Для этого, кроме объема, нужна еще и территория, нужно быть ближе к основным автопроизводителям. Поэтому мы присматриваемся к площадке, которая будет нацелена на азиатский или европейский регион. Не даром говорят: хочешь быть глобальным игроком — тебя должны из Америки видеть без подзорной трубы.

— Так это же колоссальные вложения! Откуда ждете поддержки? От федералов? Вы уже попросили их об этом?

— Кто просит помощи – тому мало дают. Мы говорим по-другому: мы с вашей поддержкой можем достичь того-то и того-то, и гораздо быстрее, чем самостоятельно. Государству как раз это и нужно: модернизировать, догнать и перегнать. «Дайте нам денег, иначе мы завтра умрем», «Дайте денег, чтобы мы выжили» — это проигрышные варианты. Сколько можно тянуть не рентабельных и не прибыльных? Наверное, их место должен занять кто-то другой. Мы хотим развиваться, мы хотим идти вперед. И таким предприятиям, я считаю, нужно помогать.

— Насколько я знаю, АКОМ вкладывается не только в модернизацию, но и разрабатывает собственные экологические программы, благодаря чему получил международный сертификат экологического качества, в 2013-м занял первое место в областном конкурсе «ЭкоЛидер». Казалось бы – хватит кому-то что-то доказывать. Но на предприятии утверждена очередная экологическая программа, снова вложения. Они оправдываются?

— Экологические программы тоже никогда не заканчиваются. Они все время в развитии. Предприятие, если оно увеличивает объем производства, само собой должно иметь экологическую программу. Требования международного стандарта 14001 – это требования зарубежных потребителей, в том числе «Форда», которые заставляют нас соответствовать самым высоким экологическим требованиям. Мы работаем и с «Рено», и с «Фольксвагеном», и у них тоже определенный экологический стандарт, который заставляет нас постоянно развивать систему экологической безопасности. Наши потребители – европейцы, и требования в Европе по экологии гораздо жестче, чем у нас. Поэтому мы даже опережаем российское законодательство. Здесь вопрос в другом. Эта наша работа не видна жителям Жигулевска, и многие считают, что это АКОМ загрязняет воздух. Да, предприятие не простое, химическое. Но, задумайтесь, уровень защиты позволяет находиться ему даже в районе Самарской Луки. Нас постоянно проверяют, и ни разу со стороны контролирующих структур не было замечания по превышению норм. Мы показываем свои замеры, а люди не верят, мол, у вас все куплено. Обидно. Но, думаю, с появлением поста в Морквашах, результаты которого сможет посмотреть каждый житель Жигулевска, сразу станет ясно, откуда ветер дует.

— Николай Михайлович, ну и напоследок: какие события прошедшего года вы бы выделили особо?

— Самое главное: в прошлом году мы удержали свои лидирующие позиции, которые заняли в 2012-м: вышли на первое место по объемам производства в России. Сейчас АКОМ выпускает порядка 25 процентов отечественных аккумуляторов. Непросто было занять это место. Ведь все хотят быть первыми. Заслуга нашего коллектива в том, что мы удерживаем свои позиции и не собираемся никому их отдавать.

Второе по значимости событие – международная конференция «Интербат». Она впервые проходила не в Москве. Это была моя инициатива. На предыдущем «Интербате» в столице я сказал: «В России есть лидер, на территории лидера и надо конференцию проводить». Москва – она даже не знает что такое аккумуляторная батарея. Инициативу поддержали, и мы провели конференцию в Тольятти и Жигулевске. Народу было очень много, мы собрали весь цвет промышленности и науки. Результат: отрасль признала нас лидером не только в количественном выражении, но и в качественном.

Юлия Петраш

Источник: газета «Вести региона»