Любителям швейцарских офшоров придется тяжко
Как сообщает газета «Ведомости» (21.02.14), Следственный комитет получил указание сверху активизировать работу по налоговым преступлениям. Эти меры позволят компенсировать дефицит бюджета, образовавшийся в результате замедления роста ВВП и сложной ситуации в экономике.
Напомним, что в 2011 году по инициативе тогдашнего главы государства Дмитрия Медведева в законодательство были внесены поправки, запрещающие следственным органам возбуждать дела самостоятельно. СК обязали инициировать расследование только на основании материалов, предоставленных ФНС. В последние годы число налоговых дел неуклонно снижалось. В частности, в 2009 году их было более 14,6 тысячи, а к 2011-му показатель снизился до 3,3 тысячи дел. Но в 2013 году президент Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы законопроект, фактически отменяющий поправки своего предшественника. По итогам прошлого года число возбужденных в Москве налоговых дел увеличилось на треть, сообщил глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин (по всей России статистики пока нет). По предварительным данным, это позволило возместить бюджету ущерб в размере 2,6 млрд руб. Глава ФНС объяснил успех активностью СК.
Интенсификация работы СК по налоговым делам при поддержке президента страны и на фоне тотальной войны против офшоров может очень серьезно осложнить жизнь крупным компаниям, которые привыкли к обширной «налоговой оптимизации» и до сих пор уходили от ответственности. Раньше налоговикам приходилось увязать в арбитраже, где у нечистых на руку компаний были серьезные коррупционные возможности по затягиванию процесса и развалу дела, теперь этот номер не пройдет.
Изъяны существующей налоговой системы хорошо иллюстрирует пример ОАО «Тольяттиазот». Проблемы с налогами у предприятия существовали на протяжении многих лет. В 2005 году директор ТоАЗа Владимир Махлай был обвинен в мошенничестве и неуплате налогов в особо крупных размерах, после чего сбежал в Лондон, откуда не вернулся и по сей день. Но даже после бегства основного владельца и руководителя методы работы ТоАЗа не изменились, а либерализация на рубеже десятилетий сыграла на руку. В конце 2012 года против гендиректора ТоАЗа Евгения Королева было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере. Следователи выяснили, что в 2008-2011 годах руководством завода была разработана схема экспорта жидкого аммиака и карбамида по заниженным ценам. Сырье покупала швейцарская компания Nitrochem Distribution AG, аффилированная с мажоритарными акционерами ТоАЗа. Затем компания перепродавала аммиак и карбамид по рыночным ценам, а теневая разница в ценах распределялась между основными собственниками предприятия. Генеральный директор предприятия Евгений Королев, которому заочно было предъявлено обвинение, находится в федеральном розыске, скрываясь от правоохранительных органов в Лондоне с января 2013 года.
В начале 2014 года в отношении Королева было возбуждено еще одно уголовное дело – на этот раз по ч.1 ст. 201 УК РФ – «злоупотребление полномочиями». Топ-менеджер подозревается в выводе одного из наиболее ликвидных активов предприятия – производства метанола. Как полагают эксперты, если удастся доказать аффилированность ООО «Томет» с мажоритарными акционерами и руководством ОАО «Тольяттиазот», обвинение, скорее всего, будет переквалифицировано из ч.1 ст. 201 в ч.4 ст. 159 УК РФ – «мошенничество в особо крупном размере», а это грозит ему до 10 лет лишения свободы.
В течение тех лет, когда на ТоАЗе действовали мошеннические схемы вывода прибыли и активов, не в полном объеме выплачивались и налоги. В июле 2012 года ИФНС России N3 по городу Москве установила, что общая сумма выведенной из-под налогообложения экспортной выручки ТоАЗа в 2009 году составила более 1 млрд рублей. Налоговики посчитали, что завод незаконно уменьшал налогооблагаемую базу, занижая цены на продукцию, продаваемую через швейцарский офшор Nitrochem Distribution AG, принадлежащий президенту агрохимического трейдера Ameropa AG Андреасу Циви. В результате выездной проверки за 2010 год на ТоАЗе выявлено еще свыше 525 млн рублей налоговых недоимок. А по данным Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ), размер заниженной выручки ТоАЗа за 2011 год составил свыше $ 213 млн. Так что не исключено предъявления новых претензий к заводу со стороны налоговиков в дальнейшем. За 2009 год инспекция уже доначислила ТоАЗу свыше 200 млн рублей налогов за проданный по заниженной цене аммиак, а с учетом пеней и штрафов сумма претензий составляет 320 млн руб. Как полагают эксперты, реальные масштабы вывода налогов в офшоры могут быть куда серьезнее.
ТоАЗ, однако, возмещать налоговые недоимки не спешит. Адвокаты компании поспешили подать жалобу. Но 22 апреля 2013 года Арбитражный суд Москвы поддержал требования налоговиков. Адвокаты ТоАЗа подали кассационную жалобу, рассмотрение которой много раз откладывалось. И в ноябре 2013 года Федеральный арбитражный суд Московского округа под председательством судьи В.А.Черпухиной вместо установления правильности применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела в первой и второй инстанции, которое должно происходить в кассации, начал давать оценку доказательствам, строго говоря, сильно выходя за рамки своей компетенции. В результате судья Черпухина благополучно отправила дело на новое рассмотрение.
Таким образом, борьба с неуплатой «Тольяттиазотом» налогов превращается в дешевый спектакль. Налоговики всеми силами пытаются вернуть в бюджет сотни миллионов рублей налогов, пока адвокаты скрывающихся за границей руководителей ТоАЗа и «дружественные» им судьи успешно затягивают процесс, снова и снова пуская дела по кругу.
Судя по всему, теперь с этой пародией на правосудие будет покончено – государство ясно дало понять, что любителям швейцарских офшоров придется тяжко. И это вполне справедливо – работающие в России компании должны платить здесь налоги, причем в полном объеме. Так, как это происходит во всем цивилизованном мире, где налоговые преступления являются одними из самых тяжких и наказуемых.
Источник: TLTonline.ru