Главная > Образование

Подняли планку

29 мая, 13:56 Образование

Ни один из вузовских филиалов в Тольятти и Сызрани не прошел мониторинга эффективности Минобрнауки РФ.

Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало результаты третьего мониторинга эффективности образовательных организаций. Тольяттинский государственный университет успешно прошел экспертную оценку, став одним из шести высших учебных заведений Самарской области, сумевших преодолеть пороговые значения по шести показателям. При этом критическая планка в этом году достигла четырех показателей. Таким образом, ТГУ доказал, что обладает высоким запасом прочности.

Несмотря на то, что в этом году Минобрнауки РФ отказалось от преждевременного использования термина «неэффективный», в отношении образовательных учреждений, не достигших пороговых значений по необходимому минимуму показателей, контрольная «планка» все-таки была установлена: судьба вузов и филиалов, выполнивших менее четырех показателей, определяется в ходе заседаний рабочих групп Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования (МВК).

Наравне с федеральными и национальными исследовательскими университетами

Оценка эффективности вузов в 2014 году проводилась по семи показателям: образовательная, научно-исследовательская, международная, финансово-экономическая деятельность, инфраструктура, трудоустройство и число преподавателей, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук, на 100 студентов вуза. Пороговые значения показателей зависели от того, в какой части России находится вуз. В новой системе мониторинга субъекты РФ поделены на четыре группы с учетом двух факторов: финансово-экономического состояния (валовый региональный продукт на душу населения) и плотности образовательной сети (число студентов на 1 тысячу жителей в возрасте от 17 до 36 лет). В первые две группы вошли вузы Москвы и Санкт-Петербурга. ТГУ вошел в третью группу, объединившую вузы, находящиеся в наиболее развитых по указанным критериям регионах страны.

При этом ТГУ, преодолев пороговые значения по 6 показателям из 7, опередил или оказался на равных с некоторыми вузами из группы «Федеральные университеты и национальные исследовательские университеты». Например, Казанский (Приволжский) федеральный университет, национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» преодолели пороговые значения по 5 показателям, а Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина – по шести. При этом и абсолютные значения по всем показателям последнего мониторинга ТГУ оказались выше, чем в предыдущие годы. То есть Тольяттинский госуниверситет демонстрирует стабильный рост мониторинговых показателей деятельности и укрепляет свои позиции.

Позиции ТГУ выглядят особенно выигрышными в свете новой методики расчета пороговых значений показателей эффективности. В этом году Минобрнауки впервые отказалось от предварительной публикации «порогов» и рассчитало эти значения в результате аккумулирования информации от вузов. Причем в равные условия были поставлены небольшие, в том числе негосударственные, вузы и крупные национальные исследовательские и федеральные университеты. Очевидно, что возможности первых несопоставимы с ресурсами вторых, однако они вынуждены равняться на своих более успешных собратьев.

С 20 марта по 20 апреля Мин-обрнауки проводил сбор и верификацию первичных статистических данных. Как заявил по итогам первого этапа министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, 103 вуза, включая государственные, так и не предоставили отчетные данные по мониторингу в установленные сроки.

Впрочем, публикация результатов первого этапа мониторинга – это пока еще не приговор, хотя, например, депутат Государственной Думы РФ от Самарской области, член МВК Александр Хинштейн высказался о результатах вполне определенно. Он заявил, что вузы, не прошедшие по минимуму показателей, определенных Минобр-науки РФ, «ждут неприятности, проверка Рособрнадзора и потенциальная реорганизация».

Разбор полетов

Задача подробно изучить ситуацию с такими вузами в ходе второго этапа мониторинга была поставлена перед рабочей группой Минобрнауки РФ, заседания которой проводились с 19 по 23 мая. На ее рассмотрение попали материалы по 240 вузам и 780 филиалам. Это те вузы и филиалы, которые автоматически не попали в число эффективных, поскольку преодолели пороговые значения менее, чем по четырем показателям из семи.

В соответствии с официальной информацией, по итогам заседаний эксперты подготовили рекомендации МВК, в которых указали, что реорганизация требуется для 8 государственных и муниципальных вузов и 206 филиалов, а также 85 негосударственных вузов и 226 филиалов. Вместе с тем было единогласно рекомендовано считать нецелесообразной реорганизацию 46 государственных и муниципальных вузов и 172 филиалов, 26 негосударственных вузов и 7 филиалов. Таким образом, по 75 вузам и 169 филиалам пока еще единое мнение не сформировано.

По словам заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова, рекомендуя реорганизовать тот или иной вуз, Минобрнауки твердо уверено, что «в случае принятия такого решения все права студентов будут защищены, студенты будут переведены на обучение в другой вуз по тем же формам обучения, по тем же направлениям, за те же самые деньги». «Министерство выпустило соответствующий приказ, в котором прописана ответственность учредителей вузов. Правда, на их поиски в отдельных случаях уходит до нескольких дней с привлечением всех соответствующих органов. Поэтому абитуриентам я бы рекомендовал обращать внимание не только на информационные материалы о вузе, но и на учредителя», – заключил замминистра. Фактически Климов намекнул, что надежнее поступать в вузы, где учредителем является государство: его-то уж точно искать не придется. С другой стороны, гарантируя защиту прав студентов при реорганизации вуза или филиала, никто не гарантирует защиту от неизбежных потерь времени и нервов. Да и не факт, что ближайший вуз, реализующий то же самое направление, по которому учился студент реорганизуемого вуза, не окажется в другом городе.

Дела губернские

В третьем мониторинге эффективности вузов, организованном Минобрнауки РФ, в Самарской области приняли участие 25 вузов (15 государственных, 10 негосударственных) и 21 филиал (13 и 8 соответственно).

Результаты, показанные многочисленными филиалами государственных и негосударственных вузов в регионе, можно назвать ожидаемыми и вместе с тем удручающими: ни один из действующих на территории Тольятти и Сызрани филиалов не прошел мониторинга, и, соответственно, они могут разделить судьбу ликвидированных по результатам прошлых мониторингов филиалов Московского государственного университета пищевых производств, Самарского государственного аэрокосмического университета и Международного института рынка.

В Сызрани мониторинг не прошли филиалы Поволжского государственного университета сервиса, Самарского государственного технического университета, СГЭУ.

Из региональных вузов мониторинг не прошли такие серьезные учебные заведения, как Самарский государственный архитектурно-строительный университет, Самарский государственный университет путей сообщения и Самарская государственная сельскохозяйственная академия.

При этом Тольяттинская академия управления прошла по 5 показателям, а Поволжский государственный университет сервиса и Волжский университет имени В.Н. Татищева (институт) – по минимально необходимым четырем.

Константин Смельцов

***

Окончательные результаты мониторинга будут подведены в июне. Тогда же станет известна дальнейшая судьба вузов и их филиалов, не преодолевших необходимого порога. Вариантов развития событий два: реорганизация (через объединение вузов и оптимизацию филиальной сети) или оптимизация (через разработку и реализацию программ развития с привлечением средств регионов).

Комментарий

Михаил Криштал, ректор ТГУ:

– Эффективный вуз – это вуз, который, с одной стороны, как минимум, соответствует государственным требованиям на уровне, необходимом для обеспечения бесперебойной организации учебного процесса, стабильной работы вуза и всего коллектива, а с другой – идущий в фарватере, а где-то и впереди современных мировых трендов. Это значит – уметь готовить специалистов, конкурентоспособных не только на российском, но и на международном рынке труда обеспечивать соответствие образовательных программ требованиям работодателей. Причем сейчас это особо важно в связи с вступлением России в ВТО. Ну а применение современных подходов и новых образовательных технологий должно не только способствовать повышению экономической эффективности работы вуза в целом, но и повышению эффективности получения студентами необходимых знаний, умений, навыков и компетенций.

Алексей Комягин, директор Центра стратегических инициатив ТГУ:

– Общероссийский тренд по сокращению количества высших учебных заведений сохраняется. Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 года утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». По сути, и правительство, и Минобрнауки запланировали сокращение вузов по итогам проводимых мониторингов. В некоторых педагогических кругах «дорожную карту» называют «расстрельным планом для вузов». По итогам первого мониторинга в масштабах всей страны реорганизации через объединение вузов и оптимизацию филиальной сети подвергли 29 вузов и 257 филиалов. Оптимизация через разработку и реализацию программ развития с привлечением средств регионов коснулась 71 вуза и 133 филиалов. По итогам второго мониторинга через реорганизацию проходят 8 государственных и муниципальных вузов и 67 филиалов, а также 127 негосударственных вузов и 177 филиалов. Оптимизация затронула 27 государственных и муниципальных вузов и 15 филиалов, а также 7 негосударственных вузов.

Источник: «Вести региона»