Cекретное оружие АВТОВАЗа
Программа утилизации может быть возобновлена. Просьба губернатора Нижегородской области к главе государства нашла поддержку крупнейших автозаводов страны – КАМАЗ, ГАЗ и АВТОВАЗ. Но еще полгода назад компании о такой поддержке со стороны правительства и не мечтали.
В декабре 2013 года, федеральные чиновники отчитались об успешном завершении программы субсидирования автокредитов и решили, что автопром в поддержке больше не нуждается. Что же изменилось в российской автомобильной промышленности за последнее время? И что ждет ее флагмана — АВТОВАЗ?
Кто больше?
Падение российского авторынка – не новость. Оно началось еще в прошлом году, однако аналитики не спешили хоронить рынок и на 2014 год давали умеренно-оптимистичные прогнозы. И динамика продаж действительно балансировала в околонулевой зоне, демонстрируя то незначительное падение, то столь же малозаметный рост.
На фоне всеобщего благоденствия диссонансом прозвучал прогноз президента АВТОВАЗа Бу Андерссона. В марте в кулуарах конференции Адама Смита — центральном форуме руководителей автопрома России — глава крупнейшего автопроизводетеля страны заявил, что автомобильный рынок в 2014 году может упасть до 10-20%. Цифра стала шоком для аналитиков.
Не прошло и месяца, как худшие предсказания гуру стали сбываться. По итогам апреля рынок сразу упал на 8%, и это после 0% в марте. В мае падение оказалось более глубоким – 12%. К слову, в том же мае Бу Андерссон на питерском международном экономическом форуме уточнил свой мартовский прогноз продаж автомобилей по году – минус 15%. И сразу это предсказание послужило сигналом к разработке путей выхода из кризиса. Предложение вернуться к программе утилизации – как раз из этой обоймы.
Информирован — вооружен
Одним из первых антикризисные программы запустил сам АВТОВАЗ. Не ждущий ничего хорошего от рынка Бу Андерссон еще в феврале презентовал план из 220 мер, направленных на улучшении экономики предприятия.
Откровением мероприятия не стали — повышение эффективности производства, уменьшение складских запасов, снижение издержек и непроизводственных расходов, оптимизация численности персонала, пересмотр принципов работы с поставщиками и дилерами, направленный на рост заинтересованности контрагентов в конкурентоспособном продукте. Кстати, аналогичные меры предпринимают все предприятия, которые оказываются в сложных финансовых и экономических ситуациях. Так, Ford-Sollers во Всеволжске в конце апреля остановился на два месяца и сократил 30% персонала, другие заводы компании перешли с двухсменного на односменный график работы. Две недели будет стоять GM под Санкт-Петербургом. Нижегородский ГАЗ сократил 5000 работников, а завод «Фолсксвагена» снизил объемы производства на 10%. Практически все компании отметились повышением цен на автомобили. Причем, некоторые, как, например, тот же «Фольскваген», уже дважды переписывали ценники.
Но АВТОВАЗ задействовал еще один инструмент, ставший его визитной карточкой в последние годы — обновление модельного ряда. Причем в 2014 году флагман готов оставить позади достижения прошлых лет. Еще вчера казалось, что запуск одной новой модели каждые полгода — предел возможностей. Потому-то на этот год компания запланировала две премьеры — лифтбек LADA Granta и LADA Priora с роботизированной коробкой передач. Но теперь АВТОВАЗ намерен сломать стереотип. И презентовать еще три новинки. Пока известны только названия — LADA Kalina Cross, LADA Largus Cross, LADA 4×4 Urban.Внешний вид и технические характеристики держатся в секрете, но производитель обещает, что новинки будут интересны как горожанам, так и жителям села. Никогда прежде АВТОВАЗ не демонстрировал такого горячего желания приятно удивить автолюбителей.
Скрытые резервы
Стремление АВТОВАЗа переломить негативный тренд в ближайшие месяцы совсем не случайно и одним экономическим кризисом не объясняется. Кризис — угроза объективная. Но есть еще одна угроза — субъективная. И таким внушающим опасения субъектом выступает автопром Китая. Еще вчера китайцев не воспринимали всерьез, а сегодня большинство из опрошенных агентством «Автостат» полутора сотен экспертов называют Китай главной угрозой отечественного автопрома. Причем аналитиков не смутили итоги российских продаж автомобилей в апреле, когда представленные в России китайские бренды впервые упали вместе с рынком.
Не строит иллюзий в отношении китайского автопрома и АВТОВАЗ, воспринимая апрельскую заминку восточных конкурентов, как временную передышку. И возможность запустить еще один инструмент, призванный повысить конкурентоспособность. Речь идет о переходе с 1 июля на работу по заказам потребителей. Этого шага от АВТОВАЗа ждали давно, и то, что он его, наконец, сделал, говорит о серьезности намерений.
Намерения АВТОВАЗа президент Бу Андерссон озвучил в презентованном коллегам по автопрому в марте плане развития — увеличить долю на рынке до 20% и добиться роста маржинальной прибыли до 6%. Логика в том, что рост доли на падающем рынке – едва ли не единственная возможность для автопроизводителя нарастить или сохранить продажи и, таким образом, удержаться на плаву. Для АВТОВАЗа самое время задействовать скрытые (секретные) резервы.
Борис Зарубин