Молодые ученые СГАУ и университета Штутгарта займутся созданием технологий для авиадвигателей будущего
Накануне в Самаре завершилась первая международная летняя школа по двигателестроению. Ее организаторами выступил второй факультет (Двигатели летательных аппаратов) совместно с Советом молодых учёных и специалистов СГАУ. Участниками школы стали аспиранты и докторанты СГАУ и института авиационных двигателей (ILA) университета Штутгарта.
Международное сотрудничество двух вузов длится уже около десяти лет. «Аспиранты СГАУ отрабатывают свои проекты во время стажировок в Германии. В свою очередь, учёные из Штутгарта работают над своими диссертациями у нас», — рассказывает аспирант кафедры теории двигателей летательных аппаратов Григорий Попов.
В рамках школы молодые учёные представили девять проектов, которые оценивали профессор кафедры конструкции и проектирование двигателей летательных аппаратов Сергей Фалалеев и профессор Стефан Штаудахер, декан факультета авиационной и космической техники и геодезии, директор института авиационных двигателей университета Штутгарта.
Тематика проектов затрагивала актуальные вопросы развития аэрокосмической техники: микрогазотурбины для беспилотников и дронов, альтернативные виды авиатоплива, а также создание перспективных авиационных двигателей с использованием виртуального моделирования.
После знакомства с лабораториями факультета двигателей летальных аппаратов СГАУ, профессор Стефан Штаудахер рассказал о своих впечатлениях от самарского вуза: «Мне понравилось, как организован факультет, какие он даёт знания, как здесь проводятся научные исследования. Наши вузы сейчас работают над созданием двигателей будущего. И считаю, что, представленные на этой школе работы, окажут непосредственное воздействие на будущее авиации».
Немецкий гость особо отметил опыт учёных СГАУ в работе над виртуальным двигателем: «Особенно меня поразило 3d-моделирование конструкций и процессов. Вы визуализируете сухие расчёты – это уникальные технологии и они крайне востребованы в Европе».
Одна из целей этой школы – создать совместную лабораторию, в которой будут работать и российские и немецкие молодые учёные. Её участники смогут получать дипломы сразу двух университетов. Рабочее название лаборатории «Основы авиационных двигателей будущего». Её возглавит профессор Стефан Штаудахер.
«В рамках работы лаборатории мы будем заниматься развитием технологий двигателей будущего, — говорит Сергей Фалалеев. — А также междисциплинарными исследованиями процессов, происходящих в двигателях. Именно наши немецкие партнёры предложили нам сделать это шаг вперёд и попытаться уже сегодня рассмотреть будущее двигателестроения. Мы считаем, что газотурбинные двигатели практически исчерпали себя. Чтобы увеличить эффективность авиадвигателей, нужно искать новые пути, новые технологии».
Александр Киров