Главная > Экономика

Тольятти: лизинг понемногу оживает

22 февраля, 14:13 Экономика

Рынок лизинга только начал восстанавливаться после серьезных потерь во время кризиса. Быстрее всех вернул свои позиции автолизинг. В развитии рынка в целом задан ориентир на сохранность и возвратность средств.

Кризис ударил по рынку

Рынок лизинга до кризиса рос очень высокими темпами. Он служил хорошим подспорьем для предпринимателей в деле ведения бизнеса, ведь по сравнению с банковскими кредитами был более доступен: требования к заемщику существенно мягче, не нужны дополнительные залоги и поручительства. Особо выделялись темпами роста рынки автолизинга, лизинга строительной и специализированной техники. Наступление кризиса лизинговые компании как финансовые организации ощутили на себе одними из первых. Объемы кредитования сократились, деньги подорожали, ужесточились условия выдачи кредитов.

Результатом первой кризисной волны стало сокращение количества лизинговых предложений и ужесточение условий при заключении договора лизинга. Вторая волна кризиса связана с нестабильной ситуацией в области экономики: финансовый кризис перерос в экономический. Спрос на услуги лизинговых компаний заметно упал. В итоге некоторые сегменты рынка лизинга сократились до 70%. Стоимость лизингового договора заметно выросла и достигала 30%. Практически невозможно было стать лизингополучателем неликвидного или малоликвидного имущества: недвижимости, строительной техники, подержанных грузовых иностранных автомобилей, сельского хозяйства. Сильнее всего упал рынок в сфере производства. Предложение по программам лизинга значительно сократилось, увеличились требования при оценке рисков.

Автолизинг лидирует

Сегодняшнее положение дел на рынке лизинга выглядит чуть более позитивно. По оценкам директора лизинговой компании «Будини» Александра КРАМАРЕНКО, оживление произошло за последние полгода. На рынке стали появляться новые лизинговые программы заводов-изготовителей. Например, завод КАМАЗ открыл собственную лизинговую компанию для реализации. «Но, к сожалению, в Самарской области, и в частности в Тольятти, заводы пока не идут на такие шаги», – отмечает Александр Крамаренко. Хотя сейчас на автомобильный лизинг приходится 60-70% этого рынка. Весьма распространенными стали совместные программы автопроизводителей и лизинговых компаний, которые в большинстве своем направлены на приобретение не только грузового транспорта, но и легковых автомобилей. Такие предложения в Тольятти можно встретить у дилеров иномарок. Предприятия, работающие на общей системе налогообложения, могут сэкономить на лизинге за счет налоговых вычетов. Лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость, сокращая налог на прибыль. В конце срока лизинга вы получаете автомобиль в собственность практически с нулевой балансовой стоимостью, что влечет экономию по налогу на имущество, если вы решите оставить автомобиль в бизнесе. Некоторые лизинговые компании рекламируют даже нулевое удорожание, но при соблюдении жестких условий: коротких сроках лизинга – 1 год и авансе вполовину от покупной цены.

Среди других сегментов лизинга, имеющих положительный тренд, менеджер по лизингу ГК «ИнтерЛизинг» (Самара) Мария КАЧАЛИНА отмечает лизинг спецтехники и оборудования. «Строительные организации начали оживать после нового года. Небольшой рост спроса наблюдается и на производственное оборудование», – говорит она.

Начнет расти

«Рискованные сделки ушли с рынка, и сейчас в развитии лизинга задан ориентир на сохранность и возвратность средств», – констатирует директор «Тольяттинской финансовой компании» Алексей ОСТРОУХОВ. Требования к лизингополучателю остаются жесткими. Он должен доказать свое устойчивое финансовое состояние, работать не менее одного года, иметь хорошую кредитную историю. Решение о финансировании сделки без аванса возможно только в случае предоставления дополнительного залогового обеспечения. Ставка лизинга устанавливается индивидуально в зависимости от оценки платежеспобности лизингополучателя. В «Будини» отмечают, что стоимость лизингового договора начинается от 20% годовых (максимальный срок – 4,5 года), в «Тольяттинской финансовой компании» – от 13%, в «Интерлизинге» – от 7%. Скорее всего, по оценкам экспертов, изменение ценовой политики в будущем будет происходить в сторону понижения процентных ставок из-за удешевления ресурсов. Влияет на эти процессы и размер ставки рефинансирования – большинство лизинговых компаний пользуются кредитными средствами. Как известно, ставка ЦБ РФ в последнее время только снижалась. «По сравнению с прошлым годом условия по лизингу стали более выгодными. В 2010 году лизинг был еще на спаде. Сейчас мы наблюдаем привлечение западного финансирования в лизинговые сделки. Вероятно, рынок скоро начнет расти более высокими темпами», – отмечает Алексей Остроухов.

Юлия МАРЖУКОВА

газета Тольяттинский Навигатор