АВТОВАЗ — не «отвертка»
Инжиниринговые подразделения АВТОВАЗа конструируют LADA и разрабатывают автомобили для Альянса Renault-Nissan.
2011. LADA Granta – бестселлер 21 века
Разработка «Гранты» началась в разгар экономического кризиса конца нулевых. Но это не помешало вазовским инженерам сработать на «пять», произведя автомобиль, отлично адаптированный к специфике эксплуатации в России.
«Гранта» — и это было впервые на АВТОВАЗе — создавалась в рамках проектного подхода, когда все работы по созданию и продвижению автомобиля были поручены специально созданной группе сотрудников различных подразделений. Объединенные конкретной целью профессионалы не просто выполнили свою работу, но сделали это с душой. Опыт был признан удачным и со временем проекты возникли вокруг всех основных семейств LADA.
Также впервые при работе над «Грантой» широко использовалось математическое моделирование. Известно, что первой моделью, созданной с помощью современных технологий, на АВТОВАЗе была «Калина». При разработке «Гранты» цифровые методы проектирования стали применяться повсеместно, благодаря этому с момента подписания приказа о разработке новой модели до начала ее производства прошло около двух лет.
Вслед за потребителями работу вазовских конструкторов оценили… японские коллеги. Не случайно Nissan остановил свой выбор на платформе Калина-Гранта для запуска в России автомобилей под своим брендом Datsun. Разработкой дизайна нового автомобиля японцы занялись сами, а весь инжиниринг доверили россиянам.
Стоит ли удивляться тому факту, что без малого два года LADA Granta лидирует на российском рынке, являясь с сентября 2012 года самым продаваемым автомобилем.
2012. LADA Largus – «копейка» наших дней
LADA Largus часто называют первым совместным проектом АВТОВАЗа и Альянса Renault-Nissan. Но еще этот автомобиль достоин титула современной «копейки». На самом деле, у этих, казалось бы, абсолютно не похожих моделей много общего.
И тот, и другой имеет в своих родителях иностранцев. У ВАЗ-2101 — это FIAT-124, у «Ларгуса» — Dacia Logan MCV.
Для обоих автомобилей родной является первая линия главного конвейера. В 2012 году, перед запуском «Ларгуса», она серьезно обновилась, став современной и технологичной. Но до сих пор на ней работают и те, кто производил легендарную «копейку».
И, конечно же, на конвейер обе модели встали после того, как над ними поколдовали «технари» из Тольятти. В «Жигули» было внесено несколько сотен доработок, а в «Ларгус» — несколько десятков, но в обоих случаях улучшениям и адаптациям подверглись практически все основные узлы автомобиля – двигатель, трансмиссия, кузов, элементы интерьера и экстерьера.
Примерный паритет у моделей по наградам и народному признанию. В 2000 году ВАЗ-2101 получил титул «Российского автомобиля столетия», а «Ларгус» уже дважды становился «Автомобилем года в России».
2012-2014. «Автомат», АМТ и «Кросс»
Плоды труда конструкторов — не только в новых моделях. Не меньше компетенций и навыков от инженеров требуют работы по оснащению автомобилей новыми опциями и агрегатами. Одним из прорывных проектов из этого ряда — внедрение в 2012 году АКПП на той же «Гранте». Можно, конечно, посмеяться и припоминать, что мировые автопроизводители освоили «автоматы» много лет назад. Но вазовские инженеры настолько филигранно подружили родной «грантовский» двигатель с японской коробкой передач, что удостоились похвал как коллег из фирмы-производителя АКПП, так и экспертов с журналистами. Покупатели же голосуют за «автоматические» «Лады» рублем.
Совсем скоро на рынок выйдет еще одна новинка АВТОВАЗа и плод труда его конструкторов — «Приора» с АМТ (автоматизированной механической трансмиссией). Автомобиль пока опробовали только испытатели, но уже сейчас можно предположить, что результат, как то часто бывало и раньше, превзойдет самые радужные ожидания.
А еще осенью автолюбителей ждет сразу три премьеры — LADA Kalina Cross, LADA Largus Cross, LADA 4×4 Urban. Судя по числу и скорости запуска новинок, работы инжиниринговым службам АВТОВАЗа хватает.
2015. LADA Vesta – будущее АВТОВАЗа
В ряду новинок особняком, точнее, на особом счету находится LADA Vesta. Поэтому каждое утро директор проекта ведет обратный отсчет начала производства модели, намеченное, как известно, на 25 сентября 2015 года.
LADA Vesta — первый серийный автомобиль с дизайном в стиле концепта XRAY от Стива Маттина. Новый дизайн — не только иной внешний вид, но и современные технические решения, и совершенно другая «начинка». А это уже сфера приложения знаний и усилий конструкторов.
Главная инновация — автомобиль строится на новой платформе АВТОВАЗа — LADA B/С. Она станет основой не только для нового семейства В-класса, но в будущем и для автомобилей С-класса. Компания пока не спешит раскрывать все секреты новой модели. Что-то обещают рассказать в августе на московском автосалоне. Но уже сейчас понятно, что в платформе применены новые для АВТОВАЗа решения, отвечающие последним достижениям автомобилестроения. Для вазовской конструкторской школы запуск «Весты» будет своеобразным тестом на профпригодность. Результатов по меркам отрасли осталось ждать совсем недолго — всего год.
Какое отверточное подразделение может похвастаться таким перечнем оригинальных разработок и инжиниринговых решений?
Иван Шумилин