Главная > Общество

Дорожные службы заплатят за поврежденные машины

25 марта, 09:33 Общество

Пришла весна. Вместе с теплом и солнышком она преподносит автомобилистам на дороге ямы, трещины, промоины. Не бывает у нас худших дорог, чем в марте – апреле. Разница дневных и ночных температур портит и без того не самое лучшее дорожное покрытие, а знаменитый российский «ямочный» ремонт еще не успел охватить каждую выбоину.

Плохое состояние дорог приводит к ДТП. Ведь часто бывает, что вины водителя в столкновении просто нет. Аварию спровоцировала не неграмотность шофера, а яма на дороге, которую он пытался объехать. Бывает, обходится, к счастью, и без столкновений, но автомобиль, попав в выбоину, получает повреждения, а его владелец – материальный ущерб.

Председатель Самарского регионального отделения Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Сергей СЛЮСАРЕВ рекомендует всем автомобилистам ознакомиться с документом, регламентирующим требования к состоянию дорог. Он называется Государственный стандарт Российской Федерации – ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В нем, в частности, говорится, что выбоины на проезжей части, в соответствии с ГОСТ, не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см, а крышки люков и ж/д рельсы не должны выступать выше уровня дорожного покрытия более чем на 2 см.

Из документа вроде бы все ясно, но встают два извечных российских вопроса: кто виноват и что делать?

Сергей СЛЮСАРЕВ:

— Все мы прекрасно знаем, какие проблемы доставляют автомобилистам ямы на дорогах. Это и повреждения колес, элементов подвески, снижение скорости на проблемных участках, приводящее к образованию пробок, это и повышенная аварийность, в том числе с человеческими жертвами.

Контроль над соблюдением требований к состоянию автомобильных дорог возложен на Государственную инспекцию дорожного движения. В отделениях ГИБДД даже есть специальный инспектор, который обязан контролировать состояние дорог и отмечать появление каждой новой выбоины на дороге. Кроме обязанностей, этот инспектор имеет и права: в соответствии со ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях инспектор имеет право за нарушение правил содержания дорог вынести постановление по делу об административном правонарушении о наложении штрафа на руководителя дорожной службы в размере от 2 до 3 тысяч рублей.

Прогулялся инспектор по улице, насчитал 10 ямок и выписал 10 штрафов по 3 тысячи рублей. С одной стороны, бюджет города увеличился на 30 тысяч, а с другой – сразу изыщутся резервы, обнаружатся запасы материалов, появится техника и в рекордно короткие сроки дорога будет приведена в должное состояние. Однако в ГИБДД крайне неохотно составляют административный материал в отношении дорожных служб, но активно составляют материал в отношении водителей за нарушения правил дорожного движения, полагая, что водителей учат только штрафы.

Вина за ДТП (а повреждение автомобиля из-за ненадлежащего состояния дорожного покрытия это и есть ДТП) лежит на ремонтных дорожных организациях, отвечающих именно за этот участок дороги. Это к вопросу: кто виноват?

Алгоритм действий водителя, попавшего в подобное ДТП, следующий. Во-первых, необходимо включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. За невыполнение последнего требования предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей. Во-вторых, записать имена, фамилии, телефоны, адреса свидетелей произошедшего ДТП.

В-третьих, позвонить в ГИБДД и сообщить о случившемся. Там могут поинтересоваться видом вашей страховки. В случае если у вас ОСАГО, вам могут отказать, сообщив, что необходимо в данном случае только КАСКО. Не поддавайтесь на такую провокацию, зафиксируйте фамилию и звание принявшего звонок! Оформить ДТП обязаны независимо от формы страхования!

В-четвертых, произведите фотографирование дорожного покрытия. При фотографировании лучше сравнить яму с масштабным предметом (пачкой сигарет, ручкой, коробкой спичек, сотовым телефоном). Прибывшие инспекторы ГАИ должны измерить яму и составить справку о дорожно-транспортном происшествии, акт выявленных недостатков в содержании дорог, схему места дорожно-транспортного происшествия.

В-пятых, выясните, какая именно дорожная служба несет ответственность за содержание данного участка дороги. Такой информацией располагает департамент дорожного хозяйства мэрии города.

В-шестых, после оформления документов в ГИБДД и выяснения организации, ответственной за содержание данного участка дороги, следует рассчитать оценку ущерба. Обратитесь в любую оценочную компанию, об осмотре обязательно известите всех заинтересованных лиц (ответчиков). Самое простое – послать телеграммы с уведомлением о вручении. Не забудьте взять на почте копию текста телеграммы и квитанции оплаты, стоимость телеграммы впоследствии следует включить в сумму иска и взыскать эти затраты с дорожных служб. После того как будет готов расчет восстановительной стоимости, отправьте претензию письмом с уведомлением дорожной службе, которая несет ответственность за содержание данного участка дороги (из п. 6 данной памятки), для погашения ваших расходов в досудебном порядке. В случае неполучения ответа по вашей претензии или отказа дорожников возместить убытки в досудебном порядке, готовьте исковое заявление в суд.

В 2010 году МРОД «КЗПА» направило несколько исковых заявлений в интересах автомобилистов, все они были удовлетворены судами в полном объеме. Дополнительно должностные лица дорожных организаций были привлечены к административной ответственности.

Важно помнить: чем больше будет обращений в суды от автовладельцев, тем скорее ответственные (или безответственные) лица поймут, что не ремонтировать дороги – слишком дорого.

Ольга ЧЕРЕПАНОВА

газета Тольяттинский Навигатор