Александр СТРЯПЧЕВ: «Опыт управляющих компаний должен быть востребован»
Управляющая компания № 2 стала генератором инициатив, направленных на внесение изменений в Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». О том, почему назрело это решение, мы беседуем с заместителем генерального директора УК № 2 Александром Стряпчевым.
— Александр Юрьевич, жильцы некоторых домов говорят, что капремонт подобен стихийному бедствию: долгое время отсутствует горячая вода, а то и холодная вместе с ней, в разгар зимы могут отключить отопление… Почему так организованы работы по капитальному ремонту, кто за это отвечает?
— В этой области сложилась достаточно парадоксальная ситуация: утверждение объема работ и формирование конкурсной документации осуществляется министерством строительства и ЖКХ Самарской области. Заказчиком работ по капремонту выступают управляющие компании, обслуживающие жилой фонд. Фактически подрядчики на выполнение капитального ремонта определены по результатам открытого конкурса, проводимого министерством строительства и ЖКХ Самарской области. При этом в договоре, регламентирующем взаимодействие подрядчика и заказчика, даже не прописаны санкции за некачественно выполненную работу и не соблюдение сроков работ. А изменить договор управляющие компании не имеют права так как договор утвержден в конкурсной документации.
— Как происходил отбор исполнителей капремонта – подрядных организаций?
— Многие помнят, что в 2010 году сумма, выделенная на капитальный ремонт тольяттинских домов, поступила в город двумя траншами по 1 миллиарду рублей. Первая часть была разбита на два лота по 500 млн рублей, то есть первичный отбор потенциальных подрядчиков происходил уже на уровне этих сумм. Для того чтобы принять участие в конкурсе, подрядчику необходимо было внести значительное финансовое обеспечение своей заявки. Понятно, что организаций, способных на это, оказалось немного. Конкурс выиграли крупные компании, в которых есть такая финансовая возможность , при этом первый миллиард был освоен без особых проблем.
Второй миллиард был разбит на более мелкие лоты. Для того чтобы как можно большее количество тольяттинских компаний смогли принять участие в конкурсе, снизив тем самым напряженность на рынке труда. Привлекались небольшие компании с более низкой стоимостью обеспечения заявки. В результате по конкурсу было определено семь подрядных организаций, и, как выяснилось опытным путем, работа некоторых из них велась, мягко говоря, не лучшим образом. Ведь среди подрядчиков есть те, для кого ремонт домов – профессиональный бизнес, они на этом рынке не один десяток лет, но есть и такие, которые создавались специально под участие в капремонтах.
— Какие подрядчики «достались» Управляющей компании № 2?
— Жилой фонд, обслуживаемый УК № 2, достаточно старый. Нам достался, пожалуй, самый большой объем работ – 29 домов, с освоением средств в 700 млн рублей. Поэтому нам пришлось работать со всеми подрядными организациями. В связи с чем мы как уже фактический заказчик, несущий ответственность перед собственниками многоквартирных домов, вынуждены расширять собственный штат, привлекать специалистов для проверки смет и выполненных объемов работ, контролировать сроки работ и, соответственно, нести дополнительные затраты.
— В этом году условия для подрядчиков изменятся?
— Уверен, ни одной из управляющих компаний не хотелось бы наступать на те же грабли. Исходя из полученного горького опыта прошлого года, мы предлагаем, во-первых, ужесточить требования к подрядчику со стороны заказчика в части сроков выполнения работ. Многие заказчики столкнулись с тем, что в графике не был прописан срок выполнения работ. Вот и получалось, что отопительный сезон уже начат, а в это время подрядчик затеял в жилом доме замену отопительной системы. В этой ситуации жители вполне справедливо требуют перерасчета, а убытки терпит управляющая компания.
Во-вторых, мы предлагаем ввести штрафные санкции за некачественное выполнение работ. Время идет, выполнение работ затягивается, жильцы жалуются, а весь негатив держат на себе управляющие компании. Ведь многие жители находятся в полной уверенности, что капремонт проводят управляющие компании, а не подрядчики, определенные конкурсом, проводившимся профильным министерством областного правительства.
Кроме того, необходимо внести изменения в перечень работ, определенных ФЗ № 185. Например, включить в него косметический ремонт подъездов. Сегодня получается так: в доме меняются инженерные коммуникации – трубы, радиаторы, электропроводка, но последствия этой замены превращают подъезды жилых домов в декорации из фильмов ужасов.
— Александр Юрьевич, есть уверенность, что ваши инициативы будут услышаны?
— Мы озвучили свои инициативы на последнем совещании, которое проводил министр строительства и ЖКХ Самарской области Павел Донской. Наши предложения внесены в протокол того заседания. Письмо с соответствующими предложениями направлено в Фонд содействия реформированию ЖКХ. Надеюсь, что нас услышат. Опыт и знания, наработанные управляющими компаниями Тольятти, должны быть востребованы.
Ольга БАРКАЛОВА