На тройку или удовлетворительно?
В Тольятти прошла профсоюзная конференция работников образования. Единственный вопрос повестки дня выполнение отраслевого соглашения за 2010 год.
Рубли и миллионы
Скромные все-таки люди наши учителя: не опаздывают на мероприятия, знают свое место, все еще помнят старые мудрые уроки о том, что место старшим должно уступать. Они и уступают: даже на своем главном отраслевом профсоюзном собрании в его президиум попал всего лишь один представитель педагогического профсоюза. Точнее, его лидер. Рядовых педагогов позвать в президиум собственного собрания, похоже, даже не догадался никто.
«Мы понимаем, что зарплата учителя не соответствует тому высокому уровню образования, которое обеспечивают наши педагоги. Но уже делаются некоторые шаги в этой области. Принято решение, что с 1 июня заработная плата будет повышена на 6,5 процента. На это дополнительно направлено 37 миллионов рублей», сказала собранию руководитель департамента образования мэрии г.о. Тольятти Татьяна ЛЮБИЧ.
«Миллионы», и правда, звучит неплохо. Но учителя умеют быстро считать, и в пересчете на подушевые педагогические зарплаты гигантские цифры быстро превратились в скромные сотни рублей.
Аты-баты, чья зарплата?
Когда руководитель департамента образования Татьяна Любич назвала среднюю заработную плату «педагогического персонала» в общеобразовательных учреждениях по итогам 2010 года, после цифры в 10297 рублей в зале прошел шумок: «Это что же вместе с зарплатой работников департамента десятка получилась?», «А сколько часов за такую зарплату надо работать?».
Работать, по мнению чиновников от образования, приходится не так уж и запредельно много: средняя же нагрузка по городу составляет у учителя 1,2 или 1,3 ставки.
При этом Татьяна Любич отметила существенный разрыв в графе «зарплата» у разных учителей в разных школах города: минимальная сумма, с которой приходит к семье педагог, составляет 7558 рублей, максимальная -17904 рубля. И этот разброс возможностей учителя приблизиться к материальной независимости, по мнению руководителей городского образования, зависит в том числе и от того, «насколько эффективно работает педагог».
Не лучше положение дел в дошкольной педагогике: в городе уже сложился устойчивый дефицит воспитателей, и открытие новых групп в детских садах не обеспечено кадрами. Городу позарез нужны те, кто отвечает не только за развитие и воспитание малышей, но и за их жизнь и здоровье. При этом помощник воспитателя получает 4800 рублей, воспитатель чуть больше 8000 рублей. Реплика из зала подтвердила, что в детский сад иногда приходят выпускники вузов, хорошие, умные девочки, которые уже через несколько месяцев тяжелого и неоплаченного по затратам труда уходят за совсем другой зарплатой… в торговлю.
Почитаем, посчитаем?
«Педагогическим работникам, занимающим жилье по договору коммерческого найма, поднайма, по месту работы предоставлялась денежная компенсация в размере 300 или 600 рублей. В 2010 году на доплату за жилье, снимаемое в частном порядке, израсходовано из средств муниципального бюджета 104,7 тыс. рублей», отметила Татьяна Любич.
Жилье вообще оказалось острой темой для представителей учительского профсоюза. Сегодня педагоги не имеют льгот при постановке на учет в самую медлительную и малоперспективную очередь для получения жилья. Ждут своих заветных квадратных метров 5955 работников образования, а тем, у кого уже есть ипотечные обязательства, решено было отказать даже в этом праве на мечту. Этот тезис среди прочих упреков власти прозвучал в докладе лидера профсоюзного движения педагогов Тамары ТЕНЯЕВОЙ: «Год учителя с точки зрения повышения статуса учителя не удался».
Не удался? А зря. Ведь и в самом факте учреждении Года учителя, и в оценке работы скромного труженика тольяттинского образования мэром города Анатолием ПУШКОВЫМ не было сомнений в значимости этого профессионального союза. «Благодаря вашим усилиям, сказал собранию мэр, Тольятти лидирует по многим позициям в сфере образования. На протяжении нескольких лет в нашем городе отмечаются высокие результаты ЕГЭ. Городской округ второй год подряд становится победителем конкурсного отбора субъектов Российской Федерации по реализации проекта по совершенствованию организации питания в школах».
Удовлетворительно и безымянно
Учителя проголосовали за «удовлетворительное» выполнение взаимных соглашений между профессиональным союзом и властью и в то же время продемонстрировали нескрываемую и очевидную оглядку на скромную власть в своих родных школах и детских садах: большинство выступающих на этой мартовской конференции не рискнули называть своих имен, опасаясь «гонения» на активистов. Случатся ли такие гонения, время покажет.
За конференцией следила Наталья ХАРИТОНОВА