Проверка «Тольяттихимбанка» налоговиками выявила скрытый доход в 426 млн рублей
Согласно документам, представленным налоговиками для рассмотрения в суде, ТХБ и его контрагент совершили действия, направленные на искусственное увеличение внереализационных расходов с целью уменьшения налогооблагаемой прибыли. Теперь банк должен будет заплатить 111,254 млн рублей доначисления налога на прибыль. В указанную сумму вошел также штраф в размере 17,040 млн рублей за привлечение финансового института к налоговой ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 122 п. 1 НК РФ.
17 апреля 2012 года МИФНС РФ проводила выездную налоговую проверку в АКБ «Тольяттихимбанк». Особое внимание налоговиков привлекли отношения финансового института и ООО «АТП». Между организациями были заключены договоры уступки права требования задолженности по проблемным кредитам на общую сумму 452,794 млн рублей, а также передал права по обеспечивающим их исполнение договорам залога и договорам поручительства. Доход банка от реализации данного права составил 26,786 млн рублей. Оставшаяся сумма в размере 426,008 млн рублей была включена кредитной организацией в состав внереализационных расходов, в результате чего сумма занижения налога на прибыль составила 85,201 млн рублей.
По мнению МИФНС РФ, «произошло согласование действий банка и его контрагента, направленное исключительно на искусственное увеличение внереализационных расходов с целью уменьшения налогооблагаемой прибыли». При рассмотрении данного дела в суде было установлено наличие схемы согласованности действий между банком и ООО «АТП», а также тот факт, что банк не принял мер по взысканию задолженности по проблемным кредитным договорам.
Учитывая, насколько серьезно сегодня Центробанк РФ относится к финансовым институтам, проводящим рискованную кредитную политику, «Тольяттихимбанк» в ближайшем будущем могут ждать не только новые претензии налоговой, но и лишение лицензии.
История с «Тольяттихимбанком» – лишь эпизод в длинной цепочке афер, в которые оказался втянут своими владельцами – семейством Махлаев – несчастный завод «Тольяттиазот». Некогда флагман отечественной химии, завод представляет собой печальное зрелище. Махлаи, скрывающиеся в США и Европе, не инвестируют в завод, который уже при мощностях в 3 млн т аммиака в год еле-еле производит 2 млн т. Мощности износились, промышленная безопасность не соблюдается, без перебоев работает только одно – вывод прибыли в офшоры.
Напомним, что против Евгения Королева, нынешнего генерального директора ТоАЗа, возбуждено и расследуется два уголовных дела. Первое — по факту мошенничества — было заведено в конце 2012 года. Следователям удалось раскрыть мошенническую схему вывода с предприятия в швейцарские офшоры более $ 550 млн прибыли. ТоАЗ продавал свою продукцию по заниженной цене швейцарскому офшору, а тот, в свою очередь, реализовывал ее по всему миру уже по рыночной цене. Эта часть прибыли никогда не возвращалась в Россию и оседала в карманах Махлаев и их швейцарских партнеров Андреаса Циви и Беата Рупрехта. Уже в январе 2013 года генеральный директор ТоАЗа Евгений Королев спешно отбыл в Лондон, как говорили на заводе, «в служебную командировку». Из нее он не вернулся и по сей день, ведь следователям есть, о чем с ним поговорить: директору предъявлено обвинение в мошенничестве, причинившем заводу ущерб в $550 млн. Год спустя против гендиректора ТоАЗа завели уголовное дело по статье «злоупотребление полномочиями» по факту вывода из «Тольяттиазота» наиболее ликвидных активов – метанолового производства вместе с земельным участком, на котором оно расположено. Суммарный ущерб от незаконных действий руководства «Тольяттиазота» оценивается экспертами в астрономические $1,5 млрд, а Евгений Королев находится в международном розыске.
В июле 2012 года ИФНС России N3 по городу Москва установила, что общая сумма выведенной из-под налогообложения экспортной выручки ТоАЗа в 2009 году составила более 1 млрд рублей. За этот год ТоАЗу было доначислено свыше 200 млн рублей налогов за проданный по заниженной цене аммиак, а с учетом пеней и штрафов сумма претензий составляет 320 млн руб. В результате выездной проверки за 2010 год на ТоАЗе выявлено еще свыше 525 млн рублей налоговых недоимок.
В начале 2014 года стало ясно, куда могла быть направлена часть выведенных с ТоАЗа средств. Сергея Махлая, председателя совета директоров ТоАЗа, который уже на протяжении 20 лет является американским гражданином, давно подозревали в тесных связях с американскими спецслужбами. Эту версию подтверждал ряд любопытных обстоятельств, например, частая смена Махлаем паспортов и имен, а также тайное проживание (!) на территории завода американца Дональда Кнаппа. И вот теперь, когда в Интернете всплыли подробности об участии Махлаев в финансировании Евромайдана на Украине, все встало на свои места. Логика таких «инвестиций» проста: продвижение интересов США на постсоветском пространстве и одновременно обеспечение бесперебойных поставок стратегического сырья – аммиака – на ключевой для предприятия американский рынок. Интересно, что не так давно ТоАЗ открестился от деловых интересов в США, распространив сообщение, согласно которому продукция компании «на протяжении уже нескольких лет не продается на американском рынке». Эта информация противоречит данным из годовых отчетов ТоАЗа за 2012 и 2013 годы, где США стоит первым в списке экспортных рынков завода. Получается, что либо ТоАЗ на протяжении нескольких лет дезинформирует государство и инвесторов в своей официальной отчетности, либо вводит в заблуждение общественность и СМИ, распространяя не соответствующие действительности сведения о своей деятельности.
Фактически единственный экспортный канал поставок ТоАЗа – уникальный аммиакопровод «Тольятти–Одесса», в конце которого находится «Одесский припортовый завод». Российская часть трубы уже давно контролируется Махлаями, а вот украинская вместе с ОПЗ – государством. С предыдущей властью договориться у Махлаев не получилось, но теперь под мощным политическим давлением со стороны они могут рассчитывать на успех. Здесь весьма показателен эпизод, когда ровно через два месяца после объявления о приватизации ОПЗ, 12 марта этого года Дмитрий Фирташ, основной претендент на актив, был арестован в Вене по американскому ордеру и выпущен 21 марта под рекордный для Австрии залог в 125 млн евро. Таким образом, на ОПЗ и украинский участок трубы из серьезных игроков претендуют лишь Махлаи.
Выходит, что, пользуясь природными богатствами России, Махлаи отказываются платить здесь налоги и вдобавок направляют украденные у российского государства средства на антироссийскую деятельность. Они зашли очень далеко и до сих пор никто не мог им помешать. Во многом это «заслуга» влиятельных лоббистов ТоАЗа, в числе которых член Совфеда Александр Торшин, депутат Госдумы Тамара Плетнева и другие жадные и не слишком разборчивые в связях политики. Эти люди пользуются своим официальным статусом и блокируют любые попытки пресечь творящееся вокруг «Тольяттиазота» безобразие. Очевидно, чтобы навести на заводе порядок и заставить ТоАЗ вновь работать на благо России, придется привлечь к ситуации внимание руководства правоохранительных органов и даже первых лиц государства.
Сергей Тарасов
(по материалам www.wek.ru)
Источник: TLTgorod