Главная > Новости АВТОВАЗа Экономика

АВТОВАЗ: в погоне за качеством

26 апреля, 04:58 Экономика

На Волжском автозаводе прошла очередная конференция поставщиков.

Вопрос качества выпускаемой продукции всегда был одним из ключевых для Волжского автозавода. За частые поломки автомобили LADA не ругал разве что ленивый. Впрочем, не все так плохо. В последние годы ситуация меняется к лучшему. Отчасти это связано с приходом на АВТОВАЗ европейских специалистов, внедряющих современные технологии, применяемые в альянсе Renault-Nissan. Это касается и тщательного отбора и переобучения поставщиков, с которыми связана большая часть «качественных» проблем автогиганта. Поэтому такое пристальное внимание было в нынешнем году обращено к очередной конференции поставщиков Волжского автозавода.

В рамках большого форума высшее руководство автогиганта оценило текущее состояние базы своих ключевых партнеров, а также обсудило с ними направления дальнейшего сотрудничества. Планы у Волжского автозавода вполне амбициозные – за 6 лет начать производство аж 20 новых моделей. При этом принципиальным вопросом остается качество конечного продукта. По большей части вопросам качества был посвящен и брифинг, который состоялся по окончании конференции. На вопросы журналистов ответили вице-президент по закупкам Дамир КАШАПОВ, директор по закупкам ARNPO-Россия Сали КАРЛИ и президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь КОМАРОВ.

— Мы реально улучшили качество в несколько раз, – рассказал на пресс-конференции президент автогиганта. – При этом мы не сказали бы, что вложили в это огромные средства и провели полную модернизацию производства. Более 80 процентов вопросов качества не связано с серьезными инвестициями, оно связано с процедурами, процессами, организацией рабочих мест и культурой труда.

— Сколько поставщиков Волжского автозавода сегодня существуют в области и каковы их перспективы?

Дамир Кашапов:

— В Самарской области у нас есть порядка 235 поставщиков. Я не могу ничего хорошего и ничего плохого сказать про них – они работают на среднем уровне. Мы сегодня серьезно обсуждали, что они должны делать, чтобы остаться в панели. Мы не разделяем себя с альянсом Renault-Nissan, их требования соответствуют международным. И в связи с этим нам всем очень много надо работать, чтобы соответствовать высоким стандартам.

— На сегодняшней конференции вы рассказали, что на проекты RF-90 и LADA Granta все поставщики утверждены. Какие из поставщиков абсолютно новые и какие остались из старого пула?

Дамир Кашапов:

— Мы достаточно серьезно работали над показателями качества нового автомобиля. И там, где мы видели, что российский поставщик не удовлетворяет каким-либо требованиям альянса, мы старались привести в Россию иностранного поставщика. Но при этом всегда постоянным условием была локализация в нашей стране. Кроме того, мы всегда понимали, что у нас есть ряд компонентов, которые никогда не производились в стране – допустим, АБС. Мы сейчас делаем все, чтобы компания Bosch, которая сегодня впервые номинирована на поставку АБС, пришла в Россию и локализовала свое производство. У нас были системные проблемы со стеклоподъемниками – этот показатель постоянно входил в топ-лист дефектов. На проект 2190 номинирован один из лидеров в этом сегменте – компания Brother. Таких компаний несколько.

Игорь Комаров:

— Российских поставщиков все же подавляющее большинство. У многих из них есть недостатки. Но условием номинации к этим поставщикам было улучшение своей работы, улучшение качества поставок и конкретные мероприятия. Это является очень важной частью.

В связи с бурным развитием автопрома, которое произошло благодаря поддержке государства, у большинства производителей возникла проблема отсутствия высококвалифицированных инженерных кадров. Поэтому мы совместно с альянсом Renault-Nissan подготовили очень серьезную программу подготовки специалистов и сегодня говорили о программе по развитию модельного ряда. Говорили о том, что к 2017 году должно быть запущено в производство 20 новых моделей. Мы должны понимать, что каждый запуск модели – модернизация практически всех линий завода, которую мы планируем сделать – требует огромной работы инженеров, конструкторов и других специалистов. Мы посчитали и увидели, что нашу службу технического развития нужно увеличить примерно на 1100 человек. Самая большая часть этого персонала будет выпускаться ТГУ и Самарским аэрокосмическим университетом, с которыми мы тесно сотрудничаем. Кроме того, обучение будет происходить на производственных и технических мощностях, учебных центрах альянса.

— Сколько всего сейчас у АВТОВАЗа поставщиков?

Дамир Кашапов:

— Сегодня действующая панель поставщиков составляет порядка 1080 компаний. Сюда входят производители не только автокомпонентов, но и инструментов, запасных частей и так далее. Непосредственно поставки на конвейер осуществляют порядка 240 производителей автокомпонентов и около 450 производителей сырья и материалов. По этому показателю АВТОВАЗ относится к одному из крупнейших предприятий России. Мы не планируем глобального увеличения поставщиков, но я говорил, что номинирован ряд компаний, которые или не имели производств в нашей стране, или имели их в недостаточном объеме. Новые поставщики появятся точно.

— Какие бы вы хотели видеть предприятия в ОЭЗ?

— Bosch в первую очередь. Список может быть длинным, таких предприятий достаточно много.

— Помогала ли закупочная организация Рено-Ниссан RNPO в формировании пула поставщиков Волжского автозавода?

Сали Карли:

— У нас есть два конкретных направления сотрудничества. Мы организовали общее юридическое лицо для того, чтобы оно занималось развитием поставщиков с точки зрения качества и эффективности. В этой организации работают инженеры «Рено» и АВТОВАЗа, и в своей работе они используют инструменты качества, которые предоставлены организацией «Рено»-«Нисан». Команда людей, состоящая из 100 человек, начала свою работу в марте 2010 года. И вторая конкретная деятельность, которую мы проводили вместе, – это отбор поставщиков для проекта RF-90. Дальнейшие наши планы – через 4-5 лет иметь общую панель поставщиков.

— В связи с ценами на металл ожидается ли повышение отпускных цен на автомобили и рекомендуемых для дилеров?

Игорь Комаров:

— В первом квартале было серьезное повышение себестоимости, связанное с повышением цен на металл, продукцию шинников, нефтехимии, энерготарифов. Рост себестоимости был гораздо выше, чем январское повышение отпускных цен на автомобили. Ситуация непростая, но на данный момент мы надеемся, что повышения цен на автомобили не будет, мы пытаемся этого избежать.

— На автомобиль LADA Granta планируется устанавливать не только механическую, но и автоматическую трансмиссию. Когда Granta с «автоматом» появится в продаже?

Игорь Комаров:

— У нас подписан контракт с поставщиками, и во второй половине следующего года мы надеемся запустить производство этого автомобиля.

— Автоматическая коробка передач появится только на Granta?

Игорь Комаров:

— В первую очередь она появится на платформе Granta /Kalina. И следующим этапом мы обсуждаем установку ее на «Приоре» и других моделях.

— Определена ли дата показа LADA Granta?

Игорь Комаров:

— Мы надеемся, что это случится в мае.

— Когда будут сняты с производства «семерка», «Калина» и «Самара»?

Игорь Комаров:

— На сегодняшний день есть принципиальное решение – с 1 июля АВТОВАЗ не производит «классику». Оснастку, которая используется при производстве этого автомобиля, мы переносим на «ИжАвто». Там мы планируем закончить производство «классики» в первом полугодии следующего года. Прекращать производство «Калины» мы не собираемся, на ее модернизированной платформе в конце этого года начнется производство LADA Granta. По «Самаре» решение будет приниматься отдельно, в зависимости от спроса.

Артем ТОЛОКОННИКОВ

газета Тольяттинский Навигатор