Пригородные перевозки: оптимизировать, чтобы не поднимать тарифы
С 29 мая в Самарской области вводится новый график движения пригородных электропоездов, чтобы оптимизировать пригородное сообщение и сохранить действующие тарифы.
Анализ работы Самарской пассажирской пригородной компании, с учётом того, что в структуре себестоимости затрат пригородных компаний 80% составляет аренда подвижного состава и объектов инфраструктуры у ОАО «РЖД», показал, что требуется повышение цен на билеты в 5-7 раз. Безусловно, это недопустимо, отметил министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Валерий Матвеев, поскольку такого повышение ударило бы по пенсионерам и малоимущим гражданам.
В итоге принято решение оптимизировать количество вагонов, поездов и график движения. Был проведен тщательный мониторинг маршрутов, призванный исключить те электрички, которые, по сути, перевозят «воздух». Так, протяженность маршрута на направлении ст. Самара – ст. Жигулевск была сокращена до ст. Курумоч. Это – наиболее значимый участок маршрута, в то время как поезда от ст. Курумоч до ст. Жигулевское Море и Жигулевск обычно заполняются пассажирами лишь на 5-10%. Электропоезда Самара – Жигулевское море не служат для доставки на работу жителей Тольятти в Самару, поскольку время в пути в один конец составляет 3 часа 27 минут.
При разработке нового расписания движения приоритет сохранен за теми электропоездами, которыми пользуется максимальное количество пассажиров, курсирующими в часы «пик» для доставки населения к месту работы и обратно и дачными поездами по выходным дням летнего периода. В соответствии с назначением электропоездов устанавливается периодичность движения: рабочие поезда – ежедневно в утреннее и вечернее время, круглогодично; дачные – в летний период.
Также в новом графике предусмотрены все технологически возможные конфигурации составов поезда в 4-х, 6-ти и 8-вагонном исполнении. Составы с меньшим количеством вагонов в настоящее время не сертифицированы для эксплуатации, а данная конфигурация противоречит существующим правилам безопасности организации пригородных пассажирских перевозок.
В обязательном порядке учитывалось наличие альтернативных видов транспорта.
Сегодня планируется провести дополнительные маркетинговые исследования пассажиропотоков и мониторинг заполняемости поездов. Уже принято решение о восстановлении движения двух электричек до Новокуйбышевска и двух электричек до Безенчука.
Виталий Спирин
