Главная > Экономика

На рынке подержанных автомобилей в Тольятти кризис еще ощутим

12 июля, 08:11 Экономика

Основной объем продаж на рынке подержанных автомобилей в Тольятти обеспечивает LADA в ценовом диапазоне до 150 тысяч рублей. Из иномарок в ходу «японцы», «корейцы» и «немцы». Свои услуги по продаже вторичных авто предлагают порядка десяти компаний.

«Старушки» в ходу

Рынок подержанных автомобилей в России в два раза больше, чем рынок новых машин. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в прошлом году объем продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в нашей стране составил 1,91 млн единиц. Объем российского рынка подержанных автомобилей согласно статистике аналитического агентства «Автостат» в 2010 году – 4,1 млн единиц. Самые большие объемы продаж приходятся на автомобили старше 7 лет – 60,6%. Доля автомобилей возраста от 3 до 7 лет – 32,1%. На самые молодые подержанные автомобили – до 3 лет – приходится 7,3% рынка. Согласно исследованию «Автостата», самой продаваемой маркой на вторичном рынке, как и на первичном, является LADA – у нее 39,4% рынка. На втором месте Toyota – 12%. Еще одна японская марка – Nissan – пользуется популярностью у россиян на вторичном рынке, хотя и значительно отстает от лидеров по размеру доли – 6,4%. Остальные марки не выходят за пределы 3%: Mitsubishi – 3%; ГАЗ и Ford по 2,9%; Honda – 2,8%; Volkswagen – 2,7%.

Продадут за 3000 рублей

Способов продать подержанный автомобиль несколько: обратиться к знакомым и друзьям, разметить объявление в Интернете или газете или воспользоваться услугами профессионалов. Последние – это салоны подержанных автомобилей, которые раньше назывались просто авторынками. В Тольятти их порядка 10. Самым крупным игроком называют группу компаний «Кар-он-лайн», в ее составе несколько автосалонов по продажам подержанных автомобилей, два авторынка, один из которых – «Фаэтон». Другие участники рынка имеют в основном по одной площадке. На территории «Тольяттинского авторынка» работает автосалон «Самум-Авто», известны также такие фирмы – «Пава», «Престиж-Авто», «Рыдван». Автосалоны за свои услуги берут с покупателя стандартную сумму – в Тольятти она составляет 3000 рублей, либо процент с продажи – около 1%. Стоянка для продавца бесплатна на неопределенный срок – пока не автомобиль не найдет своего покупателя.

Некоторые автосалоны выкупают автомобиль у владельца и занимаются продажей сами, «накрутив» дополнительную цену. Понятно, что при таком подходе продажа может затянуться. Выгоднее ставить свой автомобиль на реализацию, тогда в автосалоне вам могут только порекомендовать цену, за которую продастся машина. В салонах подержанных автомобилей покупатель имеет право торговаться, которое он, как правило, активно использует. С каждым, кто желает расстаться со своим железным другом за деньги, салоны заключают договор комиссии, по которому продавец гарантирует, что автомобиль не является предметом залога или спора, на него не наложен арест, что правоустанавливающие документы подлинные, номера кузова и номерных агрегатов изменению не подвергались, а сам автомобиль не запрещен к эксплуатации и дальнейшей регистрации в ГИБДД. Абсолютное большинство салонов и авторынков в Тольятти работает под открытым небом. На закрытой площадке попытался работать «Автохаус», который впоследствии закрылся.

Берут «десятки»

Как отмечают опрошенные «Тольяттинским Навигатором» эксперты, рынок подержанных автомобилей за время кризиса, который в Тольятти еще продолжается, значительно сократился. «Рынок практически умирает. Этому способствует высокая конкуренция и тяжелое экономическое положение массового населения Тольятти, за счет которого обеспечиваются продажи вторичных автомобилей», – рассказал директор салона «Престиж- Авто». По его мнению, способствовала сокращению объема продаж машин с пробегом через салоны также программа утилизации. Люди воспользовались возможностями приобрести новое авто взамен сдачи старого, и «автохлам» оказался вымыт со вторичного рынка. Кроме того, стали менее востребованными автокредиты, за счет которых бурными темпами развивался рынок до кризиса. В «Престиж-Авто» самыми популярными по продажам являются отечественные автомобили стоимостью до 70 тысяч рублей выпуска 90-х и начала нулевых годов. В фаворе – вазовская «девятка» любых годов выпуска. Среди иномарок пользуются спросом автомобили Kia Spectra, Ford Focus. Как отмечают здесь, вазовские автомобили стоимостью свыше 150 тысяч рублей и иномарки свыше 500 тысяч продаются очень плохо.

По словам директора автосалона «Лидер» Михаила ОРУДЖОВА, самые покупаемые изделия отечественного автопрома – вазовское «десятое» семейство по цене до 150 тысяч рублей и выпуска до 2004 года. Любители иномарок предпочитают Toyota и Mercedes в ценовом диапазоне до 400 тысяч рублей. «В первую очередь покупателю важен внешний вид авто, чтобы машина была «не битая». И только потом оценивается техническое состояние автомобиля», – говорит Михаил Оруджов. Такие же оценки в предпочтении покупателей дает директор автосалона «Пава» Алексей ПЕТРОВ. При этом он отмечает: «До кризиса покупалось все, и в основном в кредит».

Рынок подобен стихии

«Если до кризиса деньги шли в руки ко всем, то сейчас нужно уметь приспособиться к работе в новых условиях, все время развиваться. Клиента нужно найти и заинтересовать», – рассказывает руководитель отдела продаж ООО «Тольяттинский Авторынок» Сергей МАЙБОРОДА. Так, в планах данной компании расширить спектр предоставляемых услуг. В частности, покупателю планируется выдавать карту диагностики автомобиля (что необходимо сделать и поменять), проводить юридическую проверку машины на предмет ее «чистоты». Здесь также собираются запустить станцию техобслуживания. В то же время в компании сомневаются, готов ли покупатель платить за дополнительные услуги, и называют рынок вторичных автомобилей стихийным. «В большинстве случаев человек хочет купить «конфетку» за маленькие деньги», – делится Сергей Майборода.

Каждая предложенная к реализации машина проходит через отдел продаж «Тольяттинского авторынка». «Мы называем цену, за которую можем выкупить автомобиль или рекомендуем стоимость для самостоятельной продажи на нашей площадке. Продавец волен выбирать», – говорит Сергей Майборода. Он также добавляет, что типичный автовладелец спешит продать свой автомобиль через 2-3 года активного его использования.

Комментарий

Начальник автосалона «Фаэтон» Александр ЛОБИН:

— Продавать подержанный автомобиль через салоны – это значит сэкономить время. Комиссия наших автосалонов может составить от 3 до 50 тысяч рублей. Соотношение тольяттинцев и иногородних покупателей сейчас примерно 50 на 50. Кроме вазовских, в ходу Kia и Mitsubishi Lancer. Через наши автосалоны можно продать не только легковые автомобили, но и спецтехнику, мототранспорт, водную технику.

В тему:

До 20% в год автомобили теряют в цене. Быстрее всех дешевеют люксовые бренды, а отечественные автомобили обесцениваются на 6-7% в год. На некоторые престижные бренды цены спустя пару-тройку лет не меняются.

К такому выводу пришло аналитическое агентство «Автоскор». Сайт AutoChel.ru пишет, что, выехав из салона, автомобиль дешевеет на 15-20%. Это закономерно и для иномарок, и для отечественных машин. Далее ежегодно они теряют в среднем по 6-20%. Минимальные потери показывают Daewoo Nexia, Chevrolet Lanos, Renault Logan и другие бюджетные модели. К примеру, сейчас новая Daewoo Nexia стоит от 285000 рублей. В первый год она потеряет процентов 10%, то есть ее можно будет выставить по цене 256500 рублей. Во второй год – еще минус 7%, и цена около 240 тысяч. Но если учесть, что цены на новые машины не стоят на месте, их повышение тоже скажется на продаже бэушной «Нексии»: наверняка, они будут выше перечисленных.

По данным «Автоскора», русские машины теряют в год от 7,1 до 14,6% цены. Медленнее всего дешевеет «двенадцатая» модель: 7,1% в год, 30,9% за пять лет. LADA Priora – на 7,8% за год и на 33,2% за пять лет, а Kalina – на 10,2% и 41,7% соответственно. ВАЗ-2106 также демонстрирует убедительные результаты: 8,5% в год, 35,9% за пять лет. В отличие от них, «девятое» семейство охотнее расстается с деньгами: «восьмерка» – 14,6% в год, 54,6% за пять лет; «девятка» – 12,1% в год, 47,6% за пять лет. В целом для иномарок средней ценовой категории действуют те же правила, что и для отечественных машин. А вот люксовые бренды теряют существенно: «Автоскор» приводит данные – в 17-20% ежегодно. В целом стоимость авто находится в зависимости от того, сколько было у него хозяев, попадала ли машина в ДТП, от общего состояния и пробега. После 140 тысяч километража авто существенно дешевеет.

Юлия МАРЖУКОВА

газета Тольяттинский Навигатор