Главная > Новости АВТОВАЗа Экономика

АВТОВАЗ: рождённый реформами

20 июля, 06:28 Экономика

Есть в истории страны даты, которые коренным образом изменили её облик, дали новый импульс развития, связаны с появлением новых городов и промышленных предприятий. К числу таких дат относится 20 июля 1966 г., когда 45 лет назад было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров № 558 о строительстве нового автомобильного завода и города автомобилестроителей. Эта дата вошла в отечественную историю в качестве дня рождения АВТОВАЗа и г. Тольятти.

Реформы и реформаторы

Своим появлением АВТОВАЗ и Тольятти обязаны выдающемуся государственному деятелю советской эпохи Алексею Николаевичу Косыгину. Середина шестидесятых годов ознаменовалась масштабными экономическими реформами, идеологом которых был А.Н. Косыгин. К 1965 г. советская экономика достигла высоких темпов развития, особенно в группе отраслей, определяющих производственный потенциал станы: энергетике, металлургии, тяжелом машиностроении, авиастроении и т.д..

Слабым звеном в советской экономической системе оставалась сфера производства товаров народного потребления, которая, по оценкам А.Н. Косыгина, могла стать тормозом дальнейшего интенсивного развития страны.Основной целью реформ Косыгина было повышение эффективности советской экономики за счет роста производительности труда, более гибкой системы оплаты и премирования, завязанной на конечный результат – количество и качество производимой продукции.

Но решение этой задачи было возможно только при существенном улучшении ситуации в потребительском секторе экономики, значительном росте производства товаров народного потребления, в том числе значительном увеличении производства наиболее востребованного и наиболее дефицитного товара – легковых автомобилей. Стояла задача наполнить внутренний рынок страны недорогим по стоимости, но обладающим высокими технологическими и потребительскими качествами легковым автомобилем.

Исходя из этих соображений, в апреле 1966 года председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин выступил на XXIII съезде КПСС с докладом «Директивы XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1966-1970 годы», где он обосновал необходимость строительства нового автомобильного завода.

По итогам съезда КПСС было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве в городе Тольятти автомобильного завода. Генеральным директором предприятия был назначен заместитель министра автомобильной промышленности СССР Виктор Николаевич Поляков (1966-1975 гг.).

Работа по реализации этого решения шла высокими темпами. Уже 4 мая 1966 года был подписан протокол с итальянской фирмой FIAT «О сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительства в СССР».

Следует отметить, что с именем А.Н. Косыгина связано не только строительство АВТОВАЗа, но и создание одной из наиболее популярных вазовских моделей ВАЗ-2121 «Нива».

Почему FIAT?

Разработка модели «Фиат 124» велась итальянской фирмой с начала шестидесятых годов. Это был автомобиль классической компоновки: с передним расположением двигателя и задними ведущими колёсами.

В 1964 г. были продемонстрированы первые образцы «Фиат 124», а два года спустя началось серийное производство. В 1966 году его показали на Парижском автосалоне, а в 1967 году «Фиат 124» завоевал титул «Автомобиль года». Вот этот автомобиль и был выбран в качестве прототипа нового советского автомобиля ВАЗ-2101.

Для своего времени фиатовская модель была современным автомобилем с высокими потребительскими качествами. Выбор в пользу «Фиат 124» был связан ещё и с возможностью его адаптации к российским дорогам, а также уровню отечественного машиностроения и производства комплектующих.

В Москве в помещениях Минавтопрома работала группа конструкторов ВАЗа – Л. Вихко, А. Зильперт, Г. Ляхов, водители-испытатели Р. Насретдинов, Б. Тимофеев, Л. Вайнштейн.

Перед запуском в серию в СССР Fiat 124 прошёл всесторонние испытания в НАМИ, по результатам которых в конструкцию автомобиля итальянской стороной было внесено свыше 800 изменений. В числе наиболее серьезных из них: замена нижневального двигателя на верхневальный, была полностью переработана конструкция задней подвески при сохранении ее принципиальной пружинно-рычажной схемы, произведена замена задних дисковых тормозов на барабанные, увеличен клиренс на 30 мм (до 170 мм), увеличена толщина ответственных элементов несущего кузова, включая лонжероны, оснащение двигателя храповиком для его запуска приводной ручкой, добавлена буксировочная проушина, усилен отопитель, кузов был оснащен четырьмя точками поддомкрачивания вместо двух и т. д.

Становление ВАЗа

12 августа 1966 г. комиссия Минавтопрома посетила и утвердила площадку для строительства автозавода близ деревни Русская Борковка Ставропольского района. Уже в середине августа была создана группа для решения организационных и оперативных вопросов по строительству нового завода.

Строительство автомобильного завода в Тольятти ЦК ВЛКСМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. АВТОВАЗ строила вся страна.

Первые колышки в будущую стройплощадку автогиганта были забиты самарскими геодезистами 25 августа 1966 года, а в сентябре на стройплощадку вывели свою технику механизаторы Куйбышевгидростроя (КГС).

14 января 1967 года на месте будущего завода был вырыт первый ковш земли, а с 1968 года, начал действовать мост Европа-Тольятти, и на ВАЗ пошло оборудование из Италии, причем большая часть грузов доставлялась в Тольятти по воде. В итальянской Генуе организовали специальный терминал, на котором концентрировались грузы для ВАЗа, а оттуда теплоходами по Средиземному, Черному, Азовскому морям, по Дону, через Волго-Донской канал.

Специально под эти поставки были разработаны и построены суда серии «Волго-Дон». За два с небольшим года на АВТОВАЗ было поставлено 350 тысяч грузо-мест с оборудованием (от небольших ящиков до огромных контейнеров). Стоимость всего оборудования превысила 2 миллиарда рублей. Всего же, по экспертным оценкам, на строительство АВТОВАЗа и оснащение его оборудованием СССР потратило около 5 миллиардов рублей.

Строительство АВТОВАЗа велось беспрецедентным для отечественной практики образом: проектирование и строительство шли параллельно, чтобы сократить сроки строительства. Несмотря на то, что технический проект завода был утвержден в рекордный срок – в июле 1967 года, но до его утверждения проектировщики не могли выдать проекты на фундаменты под оборудование, тоннели, каналы. Коробки цехов монтировались без фундаментов, а фундаменты строились уже в закрытых цехах. Подобные «параллельные» схемы использовались повсеместно.

9 августа 1969 года вышел первый номер заводской многотиражной газеты «Волжский автостроитель». А журнал «За рулем» объявил конкурс на лучшее название автомобиля «ВАЗ-2101». Всего было представлено 54 838 названий, среди них – «Директивец», «Фиалка», «Лада», «Руслан», «Атаман», «Искра», «Аврора», «Перворожец», «Новорожец», «Мемориал», «Мадонна».

19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101. В среднем собиралось 70 автомобилей в смену.

7 сентября 1970 года автомобилю Волжского завода было официально присвоено название «Жигули» и уже в октябре первые составы с машинами были отправлены в Москву.

В начале 1971 года автомобиль «Жигули» впервые был выставлен на международном автомобильном салоне в г. Брюсселе (Бельгия). Летом того же года началось создание фирменной сети ВАЗа по техническому обслуживанию автомобилей, что было впервые в практике отечественного автомобилестроения. Вообще, многое, что связано с возведением ВАЗа и строительством города Тольятти, заслуженно определялось, как «впервые».

В декабре 1972 г. был создан первый автомобиль ВАЗ-2103, на Пловдивской международной ярмарке (Болгария) этой модели была присуждена Золотая медаль.

В 1976 году была изготовлена первая опытно-промышленная партия автомобилей ВАЗ-2121, а в 1977 собран первый автомобиль ВАЗ-2121 «Нива» в корпусе 062 СКП.

Автоград на Волге

Название нового города автомобилестроителей на Волге дали в честь одного из основателей Коммунистической партии Италии (PCI), Генерального секретаря Итальянской Компартии – Пальмиро Тольятти.

Впервые в отечественной практике параллельно со строительством производственных корпусов ВАЗа шло строительство жилых кварталов для автомобилестроителей.

23 августа 1967 г. Совет Министров СССР рассмотрел и утвердил проект генерального плана первой очереди строительства новой части города Тольятти. В проектировании его участвовало свыше 20 крупнейших проектных организаций страны.

В фундамент первого жилого дома в Автограде Героем Социалистического Труда Марфой Шубиной была заложена капсула с письмом к потомкам, которое вскроют в 2017 г. Так началась застройка Автозаводского района.

Строительство завода и вывод его на полную мощность во многом зависели от обеспечения рабочих жильем. Для изготовления и монтажа крупнопанельных жилых домов был создан специальный домостроительный комбинат. Кроме того, привлекли иногородних строителей.

13 мая 1969 г. в новом районе Тольятти был заселен первый дом. Это дом № 63 по улице Дзержинского. Строительство шло высокими темпами, и не прошло трех лет, как 14 апреля 1972 г. в новой части Тольятти был зарегистрирован 100-тысячный житель.

Много сделал для нового города московский домостроительный комбинат № 1, который построил 320 тыс. квадратных метров жилья. В знак благодарности тольяттинский горисполком присвоил одной из улиц наименование «Московский проспект».

Одновременно со строительством жилья должно было вестись и сооружение культурно-бытовых объектов, острая потребность в жилье для рабочих ВАЗа отодвинуло на второй план решение культурно-бытовых вопросов.

С появлением жилых кварталов Автограда появились и первые жилищно-эксплуатационные управления (ЖКУ) по их обслуживанию. Так в Тольятти появился прообраз современных управляющих компаний.

В последние 20 лет, после распада СССР, на долю ВАЗа и Тольятти пришлись не самые лучшие времена. Но вера тольяттинцев в свое детище, любовь к родному городу позволят с честью пережить этот нелегкий период, этап модернизации производства, становление новых моделей автомобилей, расширение производственной специализации одного из крупнейших центров отечественного машиностроения.

С днем рождения, дорогой наш ВАЗ!

С днем рождения, наш любимый Тольятти!

Материал подготовлен с использованием информации интернет-сайтов:

http://www.voljskiy-avto-zavod.narod.ru/istoriya, http://www.clubvaz.ru/,

http://www.tolgas.ru/site/upload/Stavropol-Togliatty.doc

газета Тольяттинский Навигатор