Главная > Интервью и комментарии Экономика

В России не ставят «окна Овертона»

2 апреля, 11:29 Экономика

Тема манипуляций общественным сознанием сейчас актуальна как никогда. Об этом мы беседовали с председателем Наблюдательного совета АО «ФИА-БАНК» Александром Носоревым.

– Президент Барак Обама в своем послании Конгрессу сказал, что Америка вернулась к уверенному экономическому росту, Россия же изолирована и ее экономика разнесена в пух и прах. Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев убедительно говорит, что все идет по плану – экономические показатели даже демонстрируют рост. Вероятно, что и Обама, и Улюкаев говорили то, что от них хотят слышать. Что же тогда ближе к истине, реальному состоянию дел?

– Чтобы это понять, давайте для начала попробуем ответить на два вопроса: может ли общество, человечество прожить без американского доллара? Думаю, да. Второй вопрос: может ли общество прожить без природных ресурсов – того же газа или нефти? Конечно нет. Введем в условие нашей задачи еще одно положение: для президента Обамы и его партии складывается сложная ситуация в сенате и палате представителей, где демократы растеряли прежние позиции. Именно поэтому Обама, рассчитывая каждый шаг в предстоящих президентских выборах, хочет убедить избирателей в победе над главным врагом – Россией. У него и цифры нашлись для доказательства – рост ВВП, уровня занятости… Для человека неподготовленного это все очень убедительно. Но, например, специалисты знают, как ведется учет ВВП в России и США. Им известно, что ВВП США, образно говоря, «братская могила», куда заносятся все возможные сведения, вплоть до похода в ресторан жителя американской глубинки. А это значит, что экономика Штатов – это большой мыльный пузырь, а ее валюта, по сути – необеспеченная реальным содержанием бумажка. Вот и приходится Обаме прилагать серьезные усилия, чтобы не исчезла вера в доллар США как расчетную валюту. Пользуясь теорией «окон Овертона», он пытается сделать реальностью иллюзию в первую очередь в сознании своих граждан.

В нашей стране ситуация объективно ухудшилась, несмотря на словесные заклинания Улюкаева и способ учета российского ВВП. Экономике страны остро необходимы денежные ресурсы. Это как с автомобилем: каким бы он ни был роскошным и технически совершенным, но без топлива с места не сдвинется. Да, мы потеряли доступ к международным финансовым ресурсам, внешняя среда по отношению к России сейчас недружественна. Значит, надо искать другие варианты развития, новые точки роста отечественной экономики. Я уверен, что международная обстановка не должна приводить к ухудшению положения в стране. Для этого в России и существует правительство, работают министерства, в том числе возглавляемое господином Улюкаевым. Они обязаны нивелировать воздействие внешних факторов на экономику. Насколько их работа эффективна – другой вопрос. Но я не поверю, что в России сейчас нет ресурсов на развитие и подъем экономики.

– Президент банка Goldman Sachs на последнем форуме в Давосе заявил, что страны всего мира вступили в валютную войну, пытаясь добиться роста своих экономик. Можно ли сказать, что Россия вступила в финансовую войну одной из первых, взяв курс на ослабление национальной валюты?

– Я бы не называл это войной. Скорее это обострившаяся конкурентная борьба. Хоть и жесткая. Это вопрос терминологий. Если же говорить о сути или причинах явления, то они в первую очередь в том, что действующая Бреттон-Вудская валютная система, завязанная на доллар США, себя практически исчерпала. Валютные резервы каждой страны формировались, скажем, на условном основании – доллар как ценная бумага выдавался под объемы капиталов, которые были оценены в каждой стране по-разному. Сейчас эти активы многократно перезаложены и, по сути, – те же мыльные пузыри. А уж про космические задолженности некоторых стран перед кредиторами и говорить страшно: у Италии – триллион долларов, у Португалии – сотни миллиардов, внешний долг тех же Штатов в очередной раз приблизился к своему пределу, и президенту Обаме предстоит продавливать через Конгресс решение об увеличении долгового «потолка».

Лидеры стран-должников прекрасно понимают, что, если мыльные пузыри их экономик начнут схлопываться, это приведет к непредсказуемым последствиям. Они хотят больше денег, полагая, что чем больше денег, тем выше политическая устойчивость. В этой плоскости и происходит борьба за финансовые ресурсы. А главным критерием для получения средств является лояльность. То есть окраска многих действий в финансах становится политической: ты с нами – мы тебе денег дадим, не с нами – извини, так получилось… Хочу сказать, что, к сожалению, МВФ стал не объективным фактором мировой экономики, а элементом политических манипуляций.

До 90-х годов наша страна жила самостоятельно, это потом мы стали втягиваться в международную экономическую систему, покупать всякие суррогатные документы, которые представляют США…

– Вы имеете в виду долговые обязательства?

– Да. Я считаю, что долговые обязательства по своей сути суррогатны. России совершенно ни к чему становиться сателлитом США или ЕС. Позиция здесь проста: защита своих интересов. Действуя таким образом, мы не вошли в войну, но вошли в конфликт с интересами группы людей и стран, которые хотят диктовать свою волю всему миру. Отсюда и санкции, и ограничение в получении кредитных ресурсов. Ребята из МВФ, через американские и европейские банки, ударили по тем российским компаниям, которые участвовали в крупных государственных проектах, включая нефтяные, газовые, промышленные и высокотехнологичные.

– Упомянутая вами Бреттон-Вудская валютная система – это ведь не только доллар США, но и золото, а наша страна в части золотодобычи является одним из мировых лидеров…

– Здесь тоже не все так просто, как хотелось бы. Известно ли вам, что стоимость золота определяется всего пятью банками в мире? Ни один из них, как вы понимаете, на территории России не располагается. А теперь вопрос: как вы считаете, кто заинтересован в том, чтобы цена золота была стабильна или понижалась? Только доллар США. И если цена золота будет расти, а она реально будет расти, мы станем свидетелями краха доллара.

– Поэтому ФиаБанк уделяет такое внимание теме золота?

– ФиаБанк, как известно – банк универсальный и оказывает весь спектр финансовых услуг. Да, мы кредитуем российские золотодобывающие предприятия, потому что считаем их очень надежными заемщиками. В кризисное время нет лучшей валюты, чем золото. Вспомните кризисы 1998, 2003, 2008 и 2013 годов – в это время стоимость золота стабильно шла в рост. Люди, вкладываясь в период кризиса в золото, справедливо полагают, что это не просто бумажка с несколькими степенями защиты. Это стабильность.

При этом золото – очень хороший инструмент для бизнесменов. В нашем банке предприниматели под золото в качестве обеспечения могут взять кредит и выиграть на этом два раза: и бизнес сделать, и на росте стоимости золота доход получить. В ФиаБанке мы предлагаем нашим клиентам покупку золота в широком ассортименте – от покупки монет до различных вкладов, завязанных на стоимости золота.

– Вам наверняка известна китайская притча о двух дерущихся тиграх и мудрой обезьяне, наблюдающей за исходом этой схватки. Как вы полагаете, определится ли Китай, какого тигра ему поддержать? Верно ли, что наш восточный сосед сыграет определяющую роль в мировой экономике, что утверждают сейчас и наши, и западные экономисты и политики?

– А знаете, что самое главное в этой притче? Терпение. Не поддержка той или иной стороны конфликта, а именно терпение. Это не бездействие. Терпение порой и есть активное действие, потому что в это время происходит осознание, а затем и регулирование процессов. Важно знать: что за тигры, какова их весовая категория, какие лапы и пасть, сколько зубов, как давно воюют и из-за чего. Да и сама обезьяна должна думать, какова ее конечная цель и что она будет делать, когда битва закончится… Китайцы – очень мудрый народ, и по своему сознанию они, кстати, похожи на русских. Разница лишь в том, что мы что-то пытаемся сделать за один день, а они это делают месяц, медленно, не спеша живут, учитывая исторический опыт и свою философию. Может, потому китайская цивилизация и существует более пяти тысяч лет.

Они очень многого добились, с моей точки зрения. И когда мы говорим о росте ВВП Китая до 7,5 процента в год, это ничто в сравнении с тем, чего они еще могут достигнуть, имея в виду в первую очередь человеческие ресурсы. Еще одна показательная цифра: 70 процентов ВВП Китая обеспечивается за счет частных предприятий.

Отвечая на вторую часть вопроса, скажу: экономика Китая – номер один в мире на ближайшие 300 лет. Конечно, если мы говорим о нормальном течении истории без войн и катаклизмов. Как мы знаем, экономика Китая была ориентирована на экспорт: страна производила все, что наполняло Европу и Америку. Только недавно – года два назад – они самым активным образом задумались о внутреннем рынке: автомобили для Китая, продукты для Китая, легкая промышленность для Китая, жилье для Китая. Если для этого нет денег – кредитуют под низкий процент, чтобы люди покупали. Они понимают: чтобы добиться результатов, нужна социальная база, необходимо общество, которое верит в завтрашний день. Китайцы в свой завтрашний день верят.

– Россия являлась экономическим фундаментом СССР, а сейчас для некоторых республик бывшего Союза стала основным рынком сбыта. Как вы полагаете, не стоит ли современной России создать особые преференции для стран – бывших союзных республик?

– Я думаю, что предложение Владимира Путина президентам Казахстана и Беларуси на недавней встрече в Астане рассмотреть вопрос валютного союза между нашими странами – шаг в этом направлении. Я полностью согласен с аргументом нашего президента, что таким образом будет проще реагировать на внешние финансовые, экономические угрозы и защищать наш совместный рынок. Находясь в едином экономическом пространстве, необходимо создать единые условия развития. Речь идет об уравнивании в том числе и налоговых норм, чтобы исключить условия для перетока капитала и людских ресурсов. Пока же приходится констатировать, что налог на доходы физических лиц в России 13 процентов, а в том же Казахстане – 10, НДС у нас 18 процентов, а у них – 12. Если бы вы жили и занимались бизнесом, находясь у границы с Казахстаном, вам, наверное, выгоднее было бы регистрироваться и работать там… Сотрудничать с соседями, конечно, надо, но для этого необходимо разработать специальную государственную программу. Всеобъемлющую. Где кроме экономического должен быть хорошо проработанный раздел межнациональных, культурных связей. Это не менее важно.

– Александр Степанович, писателю Михаилу Веллеру задали вопрос, который хочу адресовать вам: Россия, россияне – это все-таки Европа или нечто другое?

– Если брать психологию людей, то от Европы мы отличаемся кардинально. Хотя мы воспитывались на европейских ценностях, душевная и духовная составляющие русского народа в значительной степени отличается от любой европейской страны. Во-первых, мы очень самодостаточны. Во-вторых, Россия – это и не Европа, и не Азия. Россияне, вне зависимости от своей национальности или территории проживания, имеют схожие взгляды на многие вещи. Веками мы варились в одном котле, где происходило смешивание традиций, опыта, ментальности разных народов. Почему-то в Европе, где также много национальностей, этого не произошло. В Германии, например, в обществе очень важна национальная самоидентификация. Но я не назову ни одной страны Европы, в которой был бы столь высокий уровень толерантности, коллективного самосознания и взаимопонимания.

Еще один момент я бы выделил особо: Россия хороша тем, что она всегда в себе сомневается. А это означает, что она очень умна. Что бы мы ни делали хорошего или плохого, мы всегда в сомнении. Западный мир не сомневается никогда. Он всегда прав.

– Мы не случайно начали с «окон Овертона». Помимо санкций против России, в высказываниях некоторых политиков идет откровенная ложь, намеренные искажения как исторических фактов, так и происходящих событий…

– С помощью различных техник и теорий Западу хотелось бы внедрить в сознание современных людей иные морально-этические нормы. Ни свобода, ни уважение к личности, ни семейные ценности, ни уважительное отношение граждан к государству таких политтехнологов не интересует… Главная задача – отвлечь человека от насущных вопросов, уничтожить сознание, основанное на исторических традициях, узаконить те принципы, которые у нас никогда не приветствовались. Вот посмотрите, как происходит узаконивание, например, в европейских странах однополых браков – как они это «окно» двигают. Идет массированная пропаганда в СМИ, дальше поступает законодательная инициатива. Затем принимаются законы, в которых люди, противостоящие этому абсурду, уже объявляются преступниками. А затем – я утрирую – появляются законы, запрещающие вообще принимать законы, и это входит в рамки закона. Всё, «окно Овертона» закрылось, несуществующую реальность сдвинули… Но с Россией у них этот вариант не пройдет, я это знаю точно!

Оксана Белова

Источник: «Вести региона»