Главная > Новости АВТОВАЗа Экономика

План Андерссона в действии. АВТОВАЗ приступил к возврату выведенного в 90-е оборудования

6 апреля, 15:32 Экономика

Более 100 поставщиков АВТОВАЗа, производственные площадки которых расположены на территории Самарской области, лишились контрактов с автозаводом.

Среди них – «Вазкомплект», «Декор-Авто», «Лада-Пласт». Бывшие сотрудники этих организаций сегодня штурмуют кадровые агентства Тольятти. Масштабный отказ от продукции местных производителей – это часть новой концепции развития автопредприятия, считают эксперты. Предприятие стремится к локализации производств автокомпонентов непосредственно на территории завода. Первой компанией, которая вернет свое оборудование на автозавод, станет АвтоВАЗагрегат – сделка по продаже активов намечена на конец апреля.

Ровно год назад президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссон объявил, что «намерен возвратить основную часть компонентных производств, выведенных с территории ВАЗа в девяностые годы по разным тольяттинским фирмам». Эксперты «ПН» прокомментировали заявление довольно сдержанно и со скепсисом. «Не представляю, как можно это сделать, – заявлял тогда член совета директоров интернет-компании «АИСТ» Владимир Ягутян. – Оборудование находится на балансе частных компаний, которые его добровольно АВТОВАЗу не передадут. Тем более что за прошедшие годы оно, как правило, уже неоднократно меняло собственников. Большого смысла в этом я не вижу. Может быть, исключая каких-то уникальные позиции, по которым нет конкуренции среди производителей».

«С точки зрения собственника, отказ от локализации и возвращение производств на завод может показаться логичным, – размышлял год назад депутат СГД Александр Дроботов, – однако если речь пойдет о предприятиях, созданных 10–15 лет назад, где у АВТОВАЗа была доля, то тогда мы говорим о разрушении этих компаний. На предприятиях произошел процесс обновления оборудования, которое принадлежит другим собственникам. Это будет болезненный процесс».

Сегодня фантастический план Андерссона становится реальностью: на конец апреля этого года намечена сделка по продаже оборудования АвтоВАЗагрегат (кто выступит покупателем – АВТОВАЗ или его «дочка», пока неизвестно). При этом персонал бывшего поставщика скорее всего останется без работы. Прекратило свою деятельность ЗАО «Вазкомплект», основанное в 1994 году. Разорваны контракты с «Декор-Авто» и «Лада-Пласт». Сотни рабочих и специалистов ИТР потеряли работу.

«Изначально все шло к тому, что на заводе останется только линия сборки, а комплектующие планировалось закупать у зарубежных партнеров, – рассказывает источник «ПН». – Однако ситуация с ростом курса доллара изменила позицию Андерссона – поставлять детали из Европы и Китая стало невыгодно. Сегодня полным ходом идет возврат заводского оборудования обратно за забор АВТОВАЗа. Каким образом? На заводе изучают совместные доли предприятий-поставщиков, которые образовались в 90-е, где автозавод вносил свою долю оборудованием. Могу предположить, что поднимаются документы о долях и пересматривается участие в них завода. Если у предприятия новые собственники, им будут предлагаться какие-то варианты выкупа оборудования. Таким образом, Андерссон «очищает» автокомпоненты от дополнительных расходов».

«То, что происходит сегодня, затронет интересы крупных тольяттинских компаний, – говорят участники рынка, – производства с АВТОВАЗа в 90-е годы выводились в такие фирмы, как ООО «Детальстройконструкция» (ДСК), ОАО «АвтоВАЗагрегат» и ГК «Полад». Еще год назад все они входили в число крупнейших поставщиков АВТОВАЗа. Сегодня более-менее спокойно чувствует себя только ОО «ДСК», которое провело полную модернизацию производства, но и на этом предприятии готовы к возможному разрыву отношений. Что касается «Полада», то он уже лишился возможности поставлять на автозавод 60% своей продукции. Кроме того, весной прошлого года АВТОВАЗ подал иск в арбитраж к этой компании о взыскании 10,2 млн рублей за поставку некачественных автокомпонентов. Если вспомнить, как важно качество деталей для Андерссона, подобные иски могут стать причиной полного разрыва отношений».

«Конечно, разрывать отношения с местными поставщиками, получившими сертификат о стандарте качества по ISO, неправильно, – рассуждает Александр Дроботов. – На одном из совещаний ТПП, где присутствовал президент АВТОВАЗа, я сказал ему: «Вы собираетесь разрывать контракты с поставщиками, разрушая всю техносферу Тольятти, которая выстраивалась годами. Тысячи людей останутся без работы. Зачем это нужно?» В ответ он рассказал о маленькой детали, которая должна быть безупречной. Это общие слова, что он борется за качество».

Изменение политики АВТОВАЗа хорошо заметно в городе: рост безработицы за последние недели резко увеличился. Согласно официальным данным, в среднем за неделю теряют работу 200 человек. «Процент роста безработицы очевиден, – подтвердили в кадровом агентстве «Алькона», – этот кризис мы будем наблюдать как минимум до мая месяца».

Снять напряженность в сфере призвана программа занятости, на которую из федерального бюджета выделено 2 млрд рублей. Эти средства должны помочь сохранить работу 35 тыс. человек, находящимся под угрозой увольнения. «На недавнем коалиционном совете отмечали, что запас рабочих мест в области – более 5 тыс. – говорит депутат СГД. – Но это именно что «рабочие» места, для специалистов ИТР предложений нет».

Источник