Главная > Новости АВТОВАЗа Рекомендуем Экономика

Бу Андерссон ищет виноватых

28 апреля, 11:58 Экономика

АВТОВАЗ сообщил, что забирает на свою площадку сборку автомобиля LADA 4X4 Urban, ранее организованную на мощностях компании «ВИС-АВТО». Причиной названы медленные темпы выпуска и неудовлетворительное качество. Представители «ВИС-АВТО» категорически отвергают эти претензии.

При этом многие наблюдатели заявляют: швед пытается скрыть собственные ошибки и дискредитировать одного из крупнейших и исторически сложившихся поставщиков АВТОВАЗа. Попробуем разобраться…

Для начала стоит обратить внимание собственно на предмет разногласий – тот самый Urban. Если вспомнить, то этот проект возник не в одиночестве, а в компании, можно сказать, «себе подобных» — LADA Kalina Cross и LADA Largus Cross. Причем, появились они буквально, как черт из табакерки. Еще весной прошлого года об этих моделях никто слыхом не слыхивал. А в конце июня тот же Бу Андерссон, как всегда, с помпой, при всем честном народе, собравшемся на общем ежегодном собрании акционеров АВТОВАЗа, представляет те автомобили, как повышающие привлекательность и позволяющие поддерживать позиции на рынке.

По поводу причин такой спешки мнения экспертов расходятся. Одни считают, что это вполне соответствует «шапкозакидательским» амбициям нынешнего главы АВТОВАЗа. Другие полагают, что Urban и псевдокроссоверы появились как замещающий проект. По мнению последних, когда Андерссон увидел финансовые итоги, которые будут утверждаться на акционерном собрании, то понял, что обещанный им к концу прошлого года «коммунизм», то бишь положительный денежный поток, на АВТОВАЗе точно не наступит. А на тот момент это было единственное, в чем швед уверял рабочих и общественность. Потому срочно и понадобились LADA 4X4 Urban, LADA Kalina Cross и LADA Largus Cross.

Неудивительно, что эти, с позволения сказать, «новинки» объединяет один способ создания – максимум пластикового обвеса и минимум технических переработок. Да и выбор базовых моделей понятен – взяли и без того востребованные автомобили, которые трудно чем либо испортить. Хотя, если разобраться, та же хлипкая пластмасса, которая появилась на «Урбане» вместо надежных металлических бамперов, видится весьма спорным решением для внедорожника, каковым действительно является LADA 4X4. Немало сомнений возникает и в заявленном повышении привлекательности, если учесть, что такое обновление добавило к цене 40-50 тысяч рублей.

Не одинок Urban и в своей нынешней судьбе. Как известно, первоначально обещанные старты продаж Kalina Cross и Largus Cross в назначенные сроки не состоялись. Разумеется, причины этого Андерссон искал на стороне. Традиционно виноватыми были названы поставщики: мол, не поспевают ни количеством, ни качеством, да и цены устанавливают не те, какие хочется.

Решение об организации сборки LADA 4X4 Urban на площадях производства специальных автомобилей «ВИС-АВТО» было вполне логичным. Предприятие является дочерней компанией АВТОВАЗа и работает с его автомобилями уже двадцать с лишним лет – еще в 1993 году здесь были собраны первые 203 пикапа, изготовленные на базе «четверки». Автомобили с использование узлов и агрегатов LADA 4X4 «ВИС-АВТО» выпускает с 2002 года. Если посмотреть на нынешнюю модельную линейку предприятия, то 8 из 15 изготавливаемых здесь пикапов и специальных транспортных средств имеют «кровное родство» все с тем же легендарным внедорожником АВТОВАЗа. Весомым аргументом в пользу современной компетентности специалистов «ВИС-АВТО» является и тот факт, что созданные ими на базе LADA 4X4 пожарно-спасательные автомобили и машины для МЧС давно и успешно эксплуатируются как в Тольятти, так и в других регионах страны.

На этом фоне претензии, что опытные партнеры вдруг разучились быстро и надежно лепить пластмасски на фактически готовый автомобиль, звучат как-то не убедительно. Впрочем, наблюдатели говорят, что эта ситуация вполне вписывается в ту «охоту на ведьм», которую активно ведет Бу Андерссон в отношении поставщиков. Как известно, «ВИС-АВТО» — предприятие не столько АВТОВАЗа, сколько компании «ВАЗИНТЕРСЕРВИС», одного из крупнейшего производителя автокомпонентов для автомобилей LADA, а также одного из тех, с кем нынешний глава автогиганта не хочет идти на контакт.

Критически отзываются специалисты и о решении Бу Андерссона разместить сборку «Урбана» в 62-м корпусе, где выпускают базовые LADA 4X4. Совершенно очевидно, что рестайлинговая модификация является мелкосерийным продуктом. Его появление в массовом производстве только повредит общим темпам сборки. Если, конечно, этим не преследуются какие-то иные цели в отношении знаменитого вазовского внедорожника, который на нынешнем рынке демонстрирует положительную динамику…

На одном из совещаний на АВТОВАЗе Бу Андерссон с упоением рассказывал, как он в бытность работы на ГАЗе потешался с тамошними специалистами над неспособностью тольяттинцев соблюдать сроки выпуска новых моделей. Как обычно, швед обещал научить вазовцев не допускать таких случаев. Интересно, слышал ли этот глава АВТОВАЗа поговорку о том, кто и когда хорошо смеется?

Ирина Снегирева