Инвентаризация – когда нужна и как проходит?
Каждая компания проводит инвентаризацию имущества. Обычно это ежегодное мероприятие, однако оно может проходить чаще, если того требует ситуация. Главное, точно определить, какое оборудование есть в наличии, и соответствует ли оно данным аналитического учета. Произвести инвентаризацию быстро и точно помогают системы RFID. Подробнее о них можно почитать по ссылке.
Когда проводят проверку и учет имущества?
Учет имущества компании необходим в следующих случаях:
- Когда имущество сдается в аренду или продается;
- Во время преобразования предприятия (государственной или муниципальной формы собственности);
- При подготовке ежегодного бухгалтерского отчета;
- Когда назначаются новые материально-ответственные лица;
- Если установлен факт порчи имущества, злоупотребления или хищения;
- В случае ЧС;
- При реорганизации предприятия;
- При смене бригадира или при уходе более 50% членов бригады;
- По требованию членов бригады.
Инвентаризация проводится ежегодно согласно дате проведения, которую установил руководитель компании. Он также составляет список имущества для учета и устанавливает финансовые обязательства.
Процесс проведения инвентаризации
Вся процедура лежит на плечах инвентаризационной комиссии. Небольшие предприятия могут обойтись услугами одной комиссии, а крупные чаще всего обращаются сразу к нескольким. Все зависит от объема работы. Комиссия состоит из представителей администрации, работников бухгалтерии, различных специалистов, например, экономистов, инженеров, технических работников. В ее состав также могут входить члены независимых компаний, предлагающих услуги аудита. В большинстве случаев крупные компании обращаются именно к таким специалистам.
Особенностью процесса является присутствие всех членов комиссии, поскольку отсутствие хоть одного из них может юридически поставить под сомнение результаты инвентаризации.
Члены комиссии используют приходную и расходную документацию и другие отчетные документы. Председатель комиссии их визирует, а материально ответственные лица составляют расписки, что вся необходимая документация отдана в отдел бухгалтерии и передана комиссии.
Как правило, вся процедура длится несколько дней, а по ее завершению двери в помещение, где она проводилась и где находятся все материальные ценности компании, опечатываются. Документации комиссия уделяет особое внимание, запирая ее в сейфе, когда покидает помещение, в котором ведется учет имущества. По итогу составляется инвентаризационная опись всего имущества и акт инвентаризации.