Главная > Новости АВТОВАЗа Экономика

АВТОВАЗ: экологичные инновации

19 сентября, 08:36 Экономика

В НТЦ АВТОВАЗа состоялась 75-я международная научно-техническая конференция «Перспективы развития автомобилей. Развитие транспортных средств с альтернативными энергоустановками».

Площадка для обмена опытом

Конференция стала площадкой для обсуждения и обмена опытом в сфере развития автомобилей на альтернативном топливе, строительства инфраструктуры, необходимости целевой государственной поддержки. Эксперты с заводов – производителей автомобилей и автокомпонентов «СОЛЛЕРС», КАМАЗ, ГАЗ, Porsche, Bosch, НАМИ, представители научно-исследовательских институтов, вузов обсудили темы производства гибридных автомобилей, автомобилей на сжатом газе, топливных элементах, электромобилей.

Сегодня над освоением и развитием производства «гибридов» и электромобилей работают конструкторы и инженеры практически каждой страны. И причина не только в невосполняемости природных запасов нефти, но и в том, что автомобили с альтернативными энергоустановками намного более экологичны, нежели их «коллеги» с двигателем внутреннего сгорания.

Экологичный, но дорогой

Автомобили с гибридными установками пользуются в мире не особенно большой популярностью из-за высокой стоимости. И во многих странах государство стимулирует приобретение экологичных авто прямыми дотациями, например, в Португалии, Ирландии, Франции, Испании государственная «скидка» при покупке составляет 5000 евро, в Англии – та же сумма, но в фунтах стерлингов. В Голландии обладатель экологичного авто освобождается от налогов и прочих расходов от 6 до 19 тысяч евро за пять лет эксплуатации. В США покупатели экологичных моделей получают налоговые вычеты в размере 7,5 тысячи долларов. В России никаких льгот владельцам автомобилей на альтернативном топливе не предоставляется. В нашем случае уместно было бы вести речь об освобождении таких автомобилей от таможенных пошлин, которые составляют около 30% стоимости машины, или от 18-процентного НДС.

Вице-президент по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» Евгений ШМЕЛЕВ отметил, что конференция – один из шагов, необходимых для активизации процессов в сфере экологического транспорта. «Нужна сильная компонентная база в России, законодательные инициативы, стимулирующие потребителей к покупке «гибридов» и электромобилей (налоговые льготы, скидки при покупке и т.д.). Особенно остро стоит вопрос развития инфраструктуры для такого вида транспорта. АВТОВАЗ сегодня ведет работы в области «гибридов» и электромобилей. Сегодняшние наши разработки создаются с целью накопления технической базы, а также возможности проведения реальных испытаний таких машин в условиях нашей страны», – подчеркнул вице-президент.

Гибриды АВТОВАЗа

В настоящее время на АВТОВАЗе проводится цикл испытаний автомобиля LADA Priora CNG. Это модификация, основное топливо для которой – сжатый природный газ (метан). При этом бензин используется уже лишь как резервное горючее. У компании есть и серьезные наработки по созданию электромобилей – разработки инженеров НТЦ АВТОВАЗа не раз побеждали в различных экологических ралли. Также АВТОВАЗ создал несколько модификаций автомобиля LADA Antel на топливных элементах. Новаторство разработки и высокий технический уровень этой машины отмечен и российскими, и авторитетными зарубежными специалистами.

Электромобили «Рено»

Ален ДИБУАН, директор по инжинирингу ОАО «АВТОВАЗ», в своем выступлении рассказал об электромобилях альянса Renault-Nissan. «Renault создал полную линейку электромобилей. И если посмотреть на электродвигатели прошлого, то мы далеко шагнули вперед, 40-60 км можно проехать на электромобиле без зарядки. Концерн Renault в настоящее время разрабатывает аккумуляторы для быстрой замены, быстрые зарядные устройства и работает над новой технологией аккумуляторов, более емких и обеспечивающих короткое время зарядки. Мы пытаемся обеспечить максимальный срок службы аккумуляторов и увеличить их мощность, стремимся к тому, чтобы подзарядить аккумулятор можно было бы от любой розетки, в любом месте», – рассказал Ален Дибуан. Он также отметил, что в следующем году Renault будет презентовать свои новые разработки.

Электрокар не менее динамичен

Пожалуй, самое интересное выступление было у Михаила ПОДОРОЖАНСКОГО, главного редактора газеты «Авторевю», эксперта по электромобилям. В его пользовании в Москве 20 дней находился электрокар Nissan LEAF на литиево-ионовой батарее. Эксперт сравнил основные характеристики электрокара с бензиновым автомобилем этого же класса Ford FOCUS. И оказалось, что масса, время разгона до 100 км, остановочный путь при торможении соизмеримы между этими двумя авто. Электрокар не менее динамичен на дороге. Однако расходы на его заправку значительно дешевле – Nissan LEAF на 100 км требуется 20 кВт/ч, при перечислении на московские тарифы электроэнергии 13,4 рубля на 100 км. Правда, стоит он на 10 тыс. евро дороже своего бензинового «одноклассника». И окупится эта разница не раньше, чем через четыре года, из-за достаточно долговременной заправки автомобиля: 20 кВт/ч электроэнергии «вливается» в автомобиль от 7 до 11 часов.

И нам бы так!

Государственные программы по инвестированию в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки электромобилей существуют во многих странах мира. За исключением Дании, Китай инвестирует в развитие электротранспорта больше всех в мире. А также в Поднебесной развивается необходимая инфраструктура, и то, что до сих пор не удалось европейцам, китайцы уже разработали и утвердили. Они договорились о стандартах для находящихся в кузове зарядных станций. Таким образом, водители электромобилей не должны бояться, что они не смогут зарядить свой электромобиль в других регионах, потому что там используются другие приспособления для зарядки или аккумуляторы другого типа. Правительство Китая до 2015 года инвестирует в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки электромобилей примерно 3,3 млрд евро. Кроме того, автомобильные производители получают субсидию, чтобы иметь возможность предлагать электромобили по более благоприятным ценам на внутреннем авторынке. Но, несмотря на все эти субсидии и стимулы, ожидаемая цена электромобиля все равно не достигнет стоимости автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Чтобы стимулировать продажу электротранспорта в районах, которые больше всего страдают от выхлопов и смога, китайское правительство планирует ввести для таких регионов скидки при покупке электротранспорта до 7000 евро. Все эти меры государства направлены на то, чтобы через пять лет по дорогам Китая колесили не менее миллиона электрокаров. Западные эксперты высказывают мнение, что китайское участие во всемирном рынке электротранспорта может возрасти от теперешнего 2,7 до 35% еще до 2020 года.

Ольга БАРКАЛОВА

газета Тольяттинский Навигатор