Главная > Общество

Ду ю спик инглиш?

28 сентября, 11:47 Общество

Нужен ли ребенку репетитор по иностранному языку, если он и так изучает его в школе?

Еще лет десять назад, несмотря на обязательное в рамках школьной программы изучение иностранного языка, россияне, как правило, владели только великим и могучим, а в качестве второго языка использовали обыкновенный обидный. Сегодня же, когда знание иностранного языка – залог хорошей работы и полноценного отдыха, интерес к его изучению растет не по дням, а по часам. Соответственно увеличивается и количество предложений, рожденных спросом. На начало нового учебного года в Тольятти насчитывается около 20 лингвистических центров, что вполне логично: где же еще обновить школьные знания или выучить с нуля иностранный язык взрослому человеку. Почему же тогда большинство центров предлагает обучить иностранному языку детей, и отличаются ли их программы обучения от школьной? На этот вопрос «ТН» предложил ответить профессионалам.

Екатерина ЕЛИСЕЕВА, руководитель лингвистического центра «Свит чайлд»:

— Дело в том, что количества учебных часов, предусмотренных школьной программой, недостаточно для полноценного изучения иностранного языка. Не потому, что программы плохие, а всего лишь из-за отсутствия языковой среды. То есть выучил ребенок несколько иностранных слов, вышел из класса и заговорил… на родном языке. Включил телевизор и вновь слушает русскую речь. А для того чтобы говорить на иностранном языке, необходимо активно использовать его. Например, все мы помним из школьной программы, что Владимир Ульянов-Ленин свободно владел несколькими языками, потому что его мама разговаривала с детьми день на немецком языке, день на французском…

Кстати, именно этот принцип обучения используется в специализированных школах. Но далеко не в каждой семье возможны столь благоприятные условия для овладения иностранной речью. Дополнительные же занятия в лингвистическом центре как раз и позволяют детям не только применять знания, полученные в школе, но и изучить темы, которые остались непонятыми на уроках. Это особенно важно, например, при сдаче экзамена по иностранному языку. Данные занятия особенно востребованы, мы даже открыли утренние группы специально для школьников, обучающихся во вторую смену.

Можно, конечно, подождать несколько лет в надежде уехать на обучение или ПМЖ за границу и уже там учить неродной язык, но британские ученые установили, что люди, выучившие иностранный язык после десяти лет, никогда не будут говорить на нем так же хорошо, как те, кто начал его изучать в более нежном возрасте. В «Свит чайлде» мы обучаем английскому языку детей с двух с половиной лет. Групповые занятия в игровой форме формируют в этом возрасте у малыша так называемое двуязычие – равноценное пользование двумя языками. Что же касается используемых учебных программ, то, как правило, это зависит от цели обучения и возраста учащихся. При подготовке к ЕГЭ школьников – это один курс, при овладении разговорной речью у взрослых – другой и т.д.

Светлана ФОМИНА, руководитель центра иностранных языков «Интеллектуал»:

— Попадая в первый класс, дети сразу начинают учиться читать и писать на иностранном языке, параллельно учат лексику, а родители очень часто не могут оказать им квалифицированную помощь (либо другой язык в школе изучали, либо школьные знания со временем забылись). И тут-то на помощь и приходят специалисты учебных центров. Я считаю, что начинать изучение иностранного языка необходимо максимум с четырех лет. Ведь, если с предметами на родном языке первокласснику все более-менее понятно (все-таки он на нем уже лет пять с половиной как разговаривает), то с иностранным все намного сложнее. Оставшись один на один со странными словами, он изо всех сил зубрит их и… быстро забывает. Так устроена детская психика, что в долговременной памяти у ребенка остается только то, что ему интересно. А устный вводный курс по английскому языку, предлагаемый, например, малышам в нашем центре, помогает ребенку адаптироваться к новому языку. На занятиях детки смотрят мультфильмы, играют в ролевые игры, то есть делают все то же самое, что дома или в детском саду, но на английском языке. И в школу они приходят уже с необходимым словарным запасом. В работе с детьми начальной школы мы также уделяем большое внимание серьезной разговорной практике, набору лексики и грамматики, интенсивно обучаем чтению, используя все методические принципы и авторские программы, наработанные за 12 лет. Кстати, нашим первоклашкам-второклашкам и другие предметы в школе даются легче и быстрее. Что же касается средней и старшей школы, то тут уже другие задачи обучения: кому-то необходимо поступление в языковой вуз, подготовка к ГИА и ЕГЭ, кто-то готовится к загранпоездке с родителями или планирует в будущем работать в иностранной компании, а их в городе сейчас много. А тут уж без посещения центра иностранных языков и вовсе не обойтись. В школах сейчас классы не делят на подгруппы, и у учителей просто физически нет возможности уделить внимание каждому ребенку. В центре же у нас группы небольшие, и перед началом обучения дети проходят тестирование. Это необходимо для того, чтобы в группе обучались дети с равным стартовым уровнем. Два раза в год в них происходит обязательная ротация. То есть детей, которые продвинулись в обучении быстрее, мы переводим в группу более высокого уровня, что дает им возможность не зависеть от всей группы, а продолжать обучение в собственном темпе. Программы для каждой группы обучающихся подбираются индивидуально, используя весь спектр передовых европейских программ. Чаще всего они комбинируются.

Подведем итог нашей беседы: дополнительные занятия иностранным языком детям необходимы. Необходимы, потому что они дают возможность регулярно говорить на втором языке. Без дополнительных занятий к концу первого года после окончания школы ребенок, скорее всего, будет помнить только пару фраз типа «My name is ….» или «London is the capital of the Great Britain».

Ирина КОЗЕЛКОВА

газета Тольяттинский Навигатор