ТоАЗ причастен к прорыву аммиакопровода в Воронежской области: аффилированная с владельцами завода компания «Трансаммиак» должна возместить региону 7,5-миллионный ущерб
28 июля представители надзорных ведомств в Воронежской области — Росприроднадзора, МЧС, Роспотребнадзора и прокуратуры — рассказали региональным журналистам, что делали целый месяц с момента крупной аварии на аммиакопроводе Тольятти – Одесса в Воронежской области. Установили ли причины аварии? Подсчитали ли ущерб? И главное — наказали ли виновника этой аварии? Оказалось, до сих пор уголовного дела нет. Да и те штрафы, которые предъявлены ведомствами виновнику — «Трансаммиаку» — опротестовываются предприятием. Ждем очередного прорыва трубы? Чтоб с жертвами. И уже тогда наверняка накажем.
Накануне пресс-конференции гендиректор «Трансаммиака» Андрей Иванов рассказал нашим коллегам из «Интерфакса», что причина аварии — вовсе не в том, что оборудование аммиакопровода изношено и из-за этого произошел разрыв трубы. Вообще, «Трансаммиак» большие «молодцы»: в прошлом году провели ремонт трубы, вкладывают большие деньги в модернизацию, своевременно меняют старое оборудование и вообще заботятся о нас с вами. А то, что во время этого ремонта был неправильно установлено «фланцевое соединение шарового крана байпаса обратного клапана», который всего лишь через год дал утечку аммиака, — то сущие пустяки. За год к его работе претензий не возникало, клянется директор. Также он утверждает, что сигнализация на аммиакопроводе установлена «новейшая» и она «в ходе инцидента сработала без нареканий». Да и утечка, мол, была минимальной. Так что, как следовало из текста, и наказывать-то «Трансаммиак», в общем-то, не за что.
Похвалились «из-за угла», но на сам круглый стол ни Иванов, ни его воронежский коллега Игорь Побединский прийти не решились. Испугались неудобных вопросов? Или посчитали это мероприятие ненужным?
Не у кого было спросить, например, почему, если сигнализация сработала, об аварии МЧС узнала от жителей? Почему на место аварии сотрудники «Трансаммиака» прибыли только аж через час, гораздо позже сотрудников МЧС?
Хотелось бы также узнать, будет ли «Трансаммиак» выполнять требования МЧС? Руководитель воронежского подразделения Игорь Кобзев рассказал, что от «Трансаммиака» требуется, чтобы на каждом участке аммиакопровода, который выходит на поверхность, была создана «система видеонаблюдения, установлен датчик мониторинга за давлением в трубопроводе и датчик, который следит за выбросом аммиака». По его словам, необходимо сделать так, чтобы сигналы со всех участков поступали единому диспетчеру, который уже оповещал бы жителей близлежащих населенных пунктов.
Жителей этих, находящихся рядом с аммиакопроводом на территории Воронежской области, на минуточку, 23 тыс. человек из 48 населенных пунктов. И 21 июня, по признанию присутствовавших на пресс-конференции, всем этим жителям в общем-то повезло. Случись авария ночью, некому было бы сообщить в МЧС. Пострадавших оказался только один человек — парень 92-го года рождения. Но и он не стал предъявлять претензии «Трансаммиаку», поскольку вреда для здоровья не обнаружилось. Хотя молодой человек и не проходил серьезного медицинского обследования.
Вызывают подозрения также данные «Трансаммиака» о количестве попавшего в атмосферу и почву аммиака. По собственным данным предприятия, это было всего 559 кг. А Росприроднадзор подозревает, что аммиака было на самом деле гораздо больше, но не может найти доказательств, поскольку аммиак очень быстро улетучивается. От этого в том числе зависит и сумма выписанного штрафа. По словам руководителя воронежского подразделения Росприроднадзора Виктора Ступина, сейчас Росприроднадзор оштрафовал самого директора филиала Игоря Побединского за несвоевременное сообщение об аварии на сумму около 50 тыс. рублей, еще на 250 млн рублей он и предприятие оштрафованы за неразрешенный выброс в атмосферный воздух. Но с этой суммой штрафов предприятие не согласно. «Трансаммиак» судится с ведомством в арбитраже, пытаясь скостить эти штрафы до минимальных. Кроме как вызовом общественному мнению и государственным надзорным структурам эти встречные иски «Трансаммиака» назвать нельзя.
Кроме этого, по подсчетам Росприроднадзора, ущерб загрязнения почв составил 5 млн рублей, атмосферного воздуха — более 2 млн рублей. Также пострадали и водоемы: в реке Сухой Корочан погибли рыбы. И чтобы восстановить рыбные запасы, потребуется четыре-пять лет. Все эти суммы ущерба после согласования с головной структурой Росприроднадзора также будут взысканы с «Трансаммиака».
Не исключено, что иски о возмещении ущерба будут поданы и от жителей населенных пунктов, чьи огороды пострадали от выброса аммиака.
Впрочем, взыскать деньги с предприятия будет проблематично уже потому, что, по признанию Виктора Ступина, «есть сомнения в адекватности» руководства «Трансаммиака». Он говорит, что вести какие бы то ни было переговоры уже на протяжении 15 лет там невозможно. Поэтому не исключено, что единственной мерой, способной изменить ситуацию, будет приостановка работы аммиакопровода на 90 дней. И на эту меру ведомство готово пойти.
Но если Росприроднадзор и МЧС настроены решительно, то прокуратура спустя более чем месяц сообщила лишь, что «срок проверки продлен в целях проведения экспертного исследования, сотрудники полиции также организовали процессуальную проверку». Что ведомство «держит на контроле» этот вопрос — и никакой конкретики. Нет пока также и решающего слова Ростехнадзора — какова же была на самом деле причина аварии. Решение о возбуждении (или невозбуждении) уголовного дела прокуратура обещала принять только недели через две.
Между тем, напомним, сразу после аварии губернатор Воронежской области Алексей Гордеев заявил о необходимости «подготовить иск в суд на собственника компании, чтобы все понесенные затраты были возмещены».
Вообще, реакция «Трансаммиака» — его неспешный выезд на место аварии, неприятие требований надзорных ведомств, суды, отказ общаться со СМИ — все это является лишь логичным продолжением истории этого предприятия.
Известно, что аммиакопровод Тольятти – Одесса находится под контролем химического предприятия «ТольяттиАзот» – расположенного в Самарской области гиганта по производству аммиака и другой химической продукции. Аммиакопровод – сооружение советских времен. Его протяженность – 2195 км, половина из которых проходит по территории России, а другая половина – по территории Украины. Российская половина трубы является отдельным юрлицом – ОАО «Трансаммиак», акции которого переведены на кипрские офшоры: Arodoet Enterprises Limited, Kizzie Consulting Limited, Faradot Consulting Limited, Florenta Management Limited, Evanda Holdings Limited, Entourada limited. Украинская часть трубы тоже представляет собой отдельную компанию – «Укрхимтрансаммиак», контролируемую правительством Украины.
Основными акционерами «ТольяттиАзота» являются, по данным тольятинского СМИ TLTGorod, семейство Махлаев и швейцарский бизнесмен Андреас Циви. На данный момент они заочно арестованы по уголовному делу о мошенничестве в особо крупном размере при реализации продукции на экспорт. Оба Махлая и Андреас Циви находятся в федеральном и международном розыске, как и бывший генеральный директор предприятия Евгений Королев. По оценкам экспертов, в результате мошеннических действий предприятию был нанесен ущерб в размере 550 млн долларов, а государство недосчиталось около 5 млрд рублей налоговых отчислений.
Владеющие основной долей «ТольяттиАзота» подозреваемые уже много лет скрываются за границей и в России не показываются: Сергей Махлай (нынешний председатель совета директоров ОАО «ТольяттиАзот») переехал в США в 1994 году, где впоследствии получил гражданство; Владимир Махлай покинул родину в 2005 году и обосновался в Лондоне. Экс-гендиректор завода Евгений Королев, уклоняясь от российского правосудия, уехал в Лондон в 2013 году. Каким образом они могут управлять заводом из-за рубежа – непонятно.
Показательно, что ранее российская часть аммиакопровода – ОАО «Трансаммиак» – напрямую принадлежала ОАО «ТольяттиАзот». Однако несколько лет назад «Трансаммиак» был переведен на подставные офшоры. «ТольяттиАзот» на сегодняшний день является самым технологически отсталым заводом в отечественной агрохимической отрасли, работая всего на 2/3 от своего потенциала, но при этом уверенно лидирует по числу нарушений в сфере экологии, промышленной безопасности и охраны труда. За последние четыре года Ростехнадзор выявил на предприятии сотни серьезных нарушений: в 2011 году – около 600, в 2012 году – 200, в 2013 году – еще 300 нарушений.
В ходе круглого стола глава воронежского подразделения Росприроднадзора Виктор Ступин отметил, что подобная авария уже происходила в Воронежской области в Калачеевском районе — в 2012 году, но с гораздо более удручающими последствиями. Также руководитель воронежского МЧС Игорь Кобзев сообщил, что подобных аварий на аммиакопроводе Тольятти – Одесса всего на территории России он насчитал уже 44. Во всех них «Трансаммиак» выходил сухим из воды. О возбуждении уголовных дел по данным фактам нет данных. Выкрутятся и в Воронежской области?
На медицинских ресурсах сказано, что кратковременное или длительное воздействие паров и растворов аммиака могут спровоцировать целый ряд болезней. Даже после курса реабилитации у пациента нередко наблюдаются такие патологии: неврологические расстройства, частичная амнезия, снижение чувствительности и слуха, помутнение роговицы и хрусталика глаза, конъюнктивит, значительная утрата иммунитета (повышенная предрасположенность к ОРЗ и заболеванию туберкулезом), катар дыхательных путей, частичная или полная потеря голоса, плеврит, воспаление носоглотки и легких, развитие онкологии. Результатами контакта с аммиачными соединениями являются химические ожоги. Проявлением последствий отравления становятся системные пищевые расстройства ЖКТ. При острой форме интоксикации возможно развитие сердечной недостаточности с наступлением смерти.
Давайте не будем ждать следующего прорыва трубы.
Источник: ABIREG.RU