Главная > Экономика

Российский авторынок вернул «серебро»

23 декабря, 06:54 Экономика

Программа утилизации, государственное рефинансирование автокредитов и общий рост уверенности россиян в своих доходах принесли заметное оживление автомобильному рынку: он существенно вырос в 2011 году, заняв второе место в Европе после Германии. Но все же по количеству приобретенных авто 2011 год навряд ли сможет покрыть показатели докризисного 2008-го.

Рост на 34%

По предварительным итогам 2011 года, автомобильный рынок России с показателем 2 млн. 244 тыс. шт. займет второе место в Европе. Таким образом, наша страна, которая в 2009 и 2010 годах была лишь на пятом месте по автопродажам в Европе, в нынешнем году вернет себе «серебро» в «европейском первенстве», констатируют аналитики агентства «АВТОСТАТ». На первом месте находится Германия с показателем 2 млн 929 тысяч проданных машин, на третьем – Франция (2 млн 23 тыс. шт.), на четвертом – Великобритания (1 млн 822 тыс. шт.) и на пятом – Италия (1 млн 636 тыс. шт.).

Прогноз комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) на 2011 год составлял 2,2 млн проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Сегодня аналитики АЕБ считают, что Россия закончит этот год ростом рынка на 34% – до 2,55 миллиона, а в следующем авторынок вырастет еще на 12% – до 2,8 млн штук. За 10 месяцев 2011 года в РФ было зарегистрировано 2 млн новых легковых автомобилей. Это на 13% меньше, чем за 10 месяцев 2008 года.

АВТОВАЗ в лидерах

Что касается марок автомобилей, то, как бы ни ругали тольяттинскую «Ладу», АВТОВАЗ уверенно лидирует в России по количеству продаж. АВТОВАЗ динамично развивался в 2011 году и досрочно выполнил свои планы. До конца года планируется произвести и продать около 740 тысяч автомобилей и машинокомплектов, включая экспорт. Это на 120 тысяч больше, чем в прошлом году, и на 50 тысяч больше, чем было запланировано. В конце года произошло некоторое снижение продаж после окончания программы утилизации. Но с выпуском новой машины LADA Granta на АВТОВАЗе надеятся на рост продаж в следующем году.

Среди иномарок наиболее популярными в России стали Hyundai Solaris, Renault Logan, Ford Focus, Daewoo Nexia, Volkswagen Polo, KIA Rio, за этими автомобилями бюджетной комплектации люди стоят в очереди по полгода.

Перспективы и планы

2012 год  для АВТОВАЗа будет годом обновления. Это обновление и мощностей, и модельного ряда. В планах завода запустить новую линию совместно с Альянсом Renault-Nissan по производству автомобилей. Ее мощность более 300 тысяч автомобилей в год. Для сравнения это больше в два раза, чем следующий за АВТОВАЗом крупнейший завод. В марте — запуск в серийное производство  семиместного универсала LADA Largus. А в конце года на этой же линии будет собираться автомобиль под брендом Nissan. Для АВТОВАЗа это очень важно, поскольку в конце 2012 года завод станет мультибрендовым производителем.

2012 год для АВТОВАЗа очень важен и тем, что будет выводиться на проектную мощность производство народного автомобиля LADA Granta. А летом планируется начать производство LADA Granta с автоматической коробкой передач.

Не останутся без внимания и другие серийные модели LADA. Будут появляться новые цвета, новые опции. Планируется, что «Калина», к примеру, получит рулевое управление и переднюю подвеску, разработанную для LADA Granta. Для LADA Priora запланирована АБС нового поколения.

Компания «Тойота Мотор» по итогам 2011 года планирует реализовать в России 131 тысячу автомобилей, в том числе 118 тыс. под маркой Toyota (+49% по сравнению с 2010 годом) и 13,8 тысячи под маркой Lexus (+27%). По оценкам «Тойота Мотор», автомобили Toyota по результатам 2011 года займут порядка 4,4% на российском авторынке, доля Lexus в премиум-сегменте составит 9%.

По прогнозу «Тойота Мотор», в 2012 году общие продажи автомобилей под марками Toyota и Lexus в России вырастут более чем на 28% – до 168 тысяч штук, в том числе под маркой Toyota – 150 тысяч единиц, Lexus – 18 тысяч машин. В следующем году под маркой Toyota в России будут запущены продажи двух новых моделей – минивэна Alphard и спорт-купе Toyota GT 86, под маркой Lexus появится новое поколение Lexus GS как с бензиновой, так и с гибридной силовой установкой.

Французский автоконцерн Renault, расширяющий производство в России, ждет роста авторынка страны в следующем году до предкризисного уровня, оценивая потенциал чуть оптимистичнее прогноза экспертов Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), рассказал глава Renault в России Бруно АНСЕЛЕН. По словам Б. Анселена, в этом году авторынок может вырасти до 2,650 миллиона, а в 2012 году дотянуться до 2,850-3 млн авто.

«Нам кажется, рынок будет расти, но менее быстро, чем в 2011 году», – сказал глава Renault в России, добавив, что Renault была уверена насчет роста текущего года еще в январе и осуществила необходимые инвестиции. «В принципе, нам в следующем году не так важно, чтобы рынок рос быстро, потому что мы ограничены в объемах производства. Единственное мое желание, как и у многих производителей, это чтобы рубль оставался стабильным», – сказал он.

Renault, по данным АЕБ, увеличил продажи в России в январе-октябре на 67%, до 125327 авто, опередив средний рост авторынка и заняв долю примерно 5,8%. Renault планы на 2012 год не раскрывает, но отмечает, что рост марки ограничен мощностями российского производства, так как 90% продающихся в стране автомобилей выпущены здесь.

Очередь из 20 тысяч

Одним из самых резонансных событий уходящего года стал выпуск в серийное производство LADA Granta, детища АВТОВАЗа, за которым уже выстроилась 20-тысячная очередь из россиян. При проектировании и производстве автомобиля LADA Granta использовались инновационные подходы, методики и опыт Альянса Renault – Nissan, что позволило значительно снизить себестоимость машины без ущерба для качества и потребительских свойств.

В пресс-центре АВТОВАЗа на вопрос о самом значимом событии ответили, что таковым считают именно начало производства и продаж нового народного автомобиля LADA Granta, который является новинкой в сегменте автомобилей эконом-класса и вскоре заменит «классику» и семейство LADA Samara. Одно из основных преимуществ переднеприводного 5-местного седана – уникальное сочетание цены, качества и набора опций.

Сергей ЗАПИВАХИН, заместитель генерального директора международной ассоциации дилеров ОАО «АВТОВАЗ», считает одним из самых значимых событий российского автопрома выпуск LADA Granta:

«Это принципиально новый шаг, рывок в будущее всего АВТОВАЗа. LADA Granta – совершенно другой автомобиль в линейке всей продукции АВТОВАЗа. Granta выглядит на 350 тыс., а стоит 230. Она по своим деньгам и поэтому рассчитана на массового потребителя. Если бы завод разработал автомобиль стоимостью 500-600 тыс. рублей, то он не имел бы сбыта, а в этой ценовой нише я не могу назвать другого автомобиля с подобными характеристиками. Это доступный автомобиль, изготовленный из высококачественных автокомплектующих. 20 тыс. человек стоит в очереди за ним – это о чем-то говорит!»

Ольга БАРКАЛОВА

газета Тольяттинский Навигатор