«Региональные банки работают на развитие экономики Самарской области»
Председатель правления Эл банка Анатолий Волошин уверен, что региональные банки работают устойчиво.
На так давно в Тольятти появились листовки с призывами к населению спасать свои сбережения и забирать свои вклады из региональных банков. В частности были указаны названия трех тольяттинских кредитных учреждений, которые якобы действуют как финансовые пирамиды. Между тем, слухи оказались всего лишь слухами. И, надо отдать должное тольяттинцам, панического штурма местных банков не было. Мы попросили председателя правления Эл банка Анатолия Волошина рассказать о том, как в настоящий момент складывается ситуация на финансовом рынке региона, можно ли доверять банкам и когда экономика вернётся к стабильности.
— Анатолий Парфирьевич, Эл банк был упомянут в распространяемый листовках с недостоверной информацией о работе тольяттинских банков. Будете ли вы предпринимать какие-либо действия, чтобы найти инициаторов?
— Да, мы уже написали заявление в полицию. Надеюсь, что удастся разобраться в ситуации и найти провокаторов.
Я помню, когда в сентябре 2008 года рухнули банки в США, российские журналисты и отечественные либералы стали распространять информацию о том, что из-за мирового финансового кризиса будет плохо жить и России. Что получилось? Экономика в стране замерла. И так жили в ожидании кризиса почти год, пока предприниматели, банкиры не поняли, что ничего не происходит и незачем было останавливаться. Позднее президент России Дмитрий Медведев заявил на всю страну, что с паникерами и провокаторами нужно разбираться. Представьте только, что означают для нашей страны слова «паникер» и «провокатор». В условиях военного времени с такими людьми разбирались на месте — расстрел без суда и следствия. Конечно, вряд ли сегодня до такого дойдет. Но провокации в 2008-2009 году и паника со стороны населения, когда из банков забирали деньги, закрывали счета, могли привести к тому, что банковская система России могла быть серьезно подорвана. Листовки — это провокация на местном уровне.
Скажу, что реакция на листовки со стороны тольяттинцев была спокойной. Я был свидетелем ситуации, когда в Эл банк зашёл наш клиент с данной листовкой, показал ее сотруднику банка, получил исчерпывающие ответы на все вопросы и открыл вклад. Это говорит о доверии к банку со стороны населения.
— На ваш взгляд, кому было выгодно распространять данные листовки?
— Трудно сказать. В этом вопросе должна разбираться полиция. Но, честно признаюсь, иногда становится обидно. Региональные банки делают всё максимально от них зависящее, чтобы жизнь в городе становилась лучше. Вы не представляете, сколько людей ежедневно приходят только в Эл банк с просьбами помочь, посоветовать, как вложить средства, или с просьбой выдать кредит на индивидуальных условиях на развитие бизнеса. Мы генерируем добро, и не знаю почему — но кому-то, видимо, это не нравится. Кому-то просто скучно стало жить.
— Среди ваших вкладчиков достаточно большую долю занимают люди пенсионного возраста. Для них Эл банк предлагает какие-то особые условия открытия вкладов?
— У нас действует пенсионная программа. В ее рамках пенсионер может получать доход по перечисляемой пенсии до 12% годовых. Пенсионеру, который получает пенсию через Эл банк, открывают счёт «Моя пенсия». Ставка по нему составляет 8% годовых. При этом доход можно увеличить, открыв специальный вклад «Моя пенсия» с процентной ставкой 12%. С учётом того, что цены на продукты постоянно растут, а пенсии уже сегодня пытаются заморозить, на мой взгляд, наше предложение актуально. К тому же на пенсионную банковскую карту клиент Эл банка получает еще и различные социальные выплаты.
— И всё же тольяттинцы встревожены. В последнее время Центральный банк России стал часто отзывать лицензии у банков. Как чувствуют себя местные банки?
— Региональные банки работают и помогают развивать наш регион. Так, в первом полугодии Эл банк получил прибыль, увеличил капитал, нарастил активы, кредитный и депозитный портфели. Активы Эл банка приблизились к 7 млрд. рублей. Кредитный портфель банка на 1 июля составил 5 млрд. 183 млн. рублей. Сумма вкладов, которые доверили Эл банку вкладчики, за полгода 2015 года выросла до 4 млрд. 510 млн. рублей. Прибыль Эл банка до налогообложения составила на 1 июля 50 млн. 11 тыс. рублей. Кроме того, в августе «Национальное Рейтинговое Агентство» подтвердило рейтинг кредитоспособности нашего банка на уровне «ВВВ».
Причем обратите внимание — в последнее время лицензий стали лишать не только небольшие региональные банки, но и те, которые входят в ТОП-50, ТОП-100. Таким образом идет борьба по концентрации банковского капитала. Причем борьба эта ведётся не рыночными методами, а государственным подавлением мелкого капитала. А между тем, именно местные банки сегодня помогают развиваться региональным предприятиям за счет кредитных ресурсов.
— Как в таком случае воспринимать высказывание президента России Владимира Путина о том, что необходимо укрупнение банковской системы страны? По его словам, более 1000 банков — это слишком много…
— Я помню эти слова Президента. Он также заявил, что в Германии не более 250 кредитных учреждений. Но здесь, очевидно, ему предоставили недостоверную информацию. В Германии по состоянию на 13 августа 2015 года — 2 159 банков. При этом Германия раз в 20 меньше по территории России, там в два раза меньше населения, но по объёмам экономики наши страны сопоставимы.
Самарская область всегда вела активную работу на финансовом рынке страны и региона. В 2000-х годах в Тольятти работало 7 региональных банков. Банки Самарской области первыми в России стали выпускать кредитные карты, первыми предложили ипотеку и потребительское кредитования физических лиц. На данный момент в Тольятти работает всего два региональных банка — Эл банк и ФиаБанк. Тенденция сокращения числа банков на местном уровне характерна не только для нашей области. В России уже есть регионы, где вообще нет своих, региональных банков — работают только федеральные кредитные учреждения. И снижение деловой активности в этих регионах очевидно, поскольку отсутствие или сложности с быстрым получением кредитных средств начинает тормозить региональную экономику и развитие регионального бизнеса. Причём и федеральные банки сокращают свои филиалы, представительства. Однако, повторюсь, региональному бизнесу будет непросто выживать без местных банков. В существующих экономических условия кроме как к местным банкам большинству компаний малого и среднего бизнеса просто не к кому обратиться за финансовой поддержкой. В федеральных банках, конечно, процентные ставки могут быть ниже, но согласование, рассмотрение заявки в головном офисе занимает не несколько дней, а несколько месяцев. К примеру, один из наших клиентов, который занимается выращиванием форели, с мая 2014 года оформляет кредит на 50 млн рублей в одном из крупных федеральных банков. Причём ему не отказывают, а просто изучают его финансово-хозяйственную деятельность. Предпринимателям, как правило, деньги нужны сейчас, а не через два-три месяца. И это не единичный случай.
— Весной этого года в ряде СМИ прошла информация о том, что в Самарской области фермерские хозяйства с трудом получают кредиты для проведения посевной кампании. Эл банк один из немногих региональных банков, который кредитует сельхозпроизводителей. Жителям губернии можно не переживать: урожай будет?
— Конечно будет. Эл банк кредитует такие предприятия как «Овощевод», «Самара Юг Зерно». Историю «Овощевода» я знаю давно. Причем только за счет финансовой поддержки местных банков предприятию удалось 10 лет назад избежать банкротства. Причем один из кредиторов — федеральный банк настаивал именно на банкротстве предприятия. Однако, как видите, предприятие до сих пор работает и кормит тольяттинцев свежими помидорами и огурцами практически весь год, и кроме того — выплачивается дивиденды акционерам. И это лучшие овощи, которые есть сегодня на рынке.
Поддержал Эл банк и «Самара Юг Зерно». В этом году будет хороший урожай подсолнечника, который растет на 5 га. Так что прибыль, уверен, будет хорошей, и позволит закрыть долги предприятия. Тем более, что по сравнению с прошлым годом, цены на подсолнечник выросли почти в два раза. Если бы банк настоял на банкротстве предприятия, то и урожая ни в этом, ни в последующие годы не получить. В случае банкротства что бы получили кредиторы? Миллионы рублей от продажи недвижимого имущества, которые вряд ли бы могли покрыть долги. А прокредитовав предприятие, мы получили работающий бизнес, получили свежую сельхозпродукцию, новые рабочие места и налоги в бюджет. Это я называю правильным подходом к развитию экономики: нужно не банкротить предприятие, а делать всё, чтобы помочь сохранить его жизнеспособность.
В среднем предприятия берут у нас кредиты от 1 млн до 10 млн рублей. Но мы кредитуем не только сельхозпредприятия. Я сделал выборку по сферам деятельности тех 400 предприятий, которые получили в Эл банке кредит. Это — жилищно-накопительный кооператив, лизинговая компания, туристическая деятельность, дилер автомобилей, поставка оборудовании, продажа и обслуживание автомобилей, поставка фармацевтических средств, мебельное производство, мясное животноводство, сельское хозяйство, образовательные услуги, розничная торговля, производство автокомпонентов, добыча золота, общественное питание, производство резиновых и пластмассовых изделий и так далее — это вся палитра жизни города. Поэтому малый и средний бизнес в регионе, надеюсь, и в дальнейшем будет получать хорошую финансовую поддержку.
Ирина Попова
Источник: газета «Площадь Свободы». № 151 от 20 августа 2015 года.