Главная > Интервью и комментарии Политика

Алексей Зверев: «Я сторонник парламентского правления»

24 января, 06:19 Политика

Председатель Тольяттинской городской думы и в наступившем году продолжил традицию проведения пресс-конференций после окончания заседания думы. На первой такой встрече с прессой Алексей Иванович ответил на вопросы журналистов, посвященные городским проблемам, а также порассуждал на тему предстоящих выборов.

— Сегодня на заседании думы было озвучено, что решение о сносе вставки, возведенной ЖСК «Жасмин-Дом», отозвано. Прокомментируйте это, пожалуйста.

— Нужно выделить главное: что никто не заинтересован в сносе вставки. Нужно иметь конечную цель, чтобы дом был достроен в соответствии с нормами и правилами и стал безопасным жильем для людей, вложивших деньги в его строительство. Нужно начать с проекта, сейчас обследование заканчивается, потом произвести укрепительные работы и достроить дом самому кооперативу «Жасмин». Раздача обвинений не приведет к желаемому результату. Хотя виновных назвать можно.

Стоимость затрат на расселение жителей аварийного дома уже перевалила за 100 млн рублей. И это еще не предел. В настоящее время сменился собственник у гостиницы «Вега», где проживает несколько семей, переселенных с Ворошилова, 55. АВТОВАЗ продал свою долю, новый собственник решил подзаработать на общей беде и поднял цены. В месяц на проживание в гостинице тратилось 500 тысяч рублей, теперь уходит почти миллион.

— Что нужно, на ваш взгляд, изменить в законодательстве, чтобы подобных проблем не возникало в последующем?

— По закону нужно работать в первую очередь, а со строительством вставки нарушений просто немерено. Не было оформлено разрешение на строительство, однако процесс возведения был начат. Органы госнадзора должны были остановить стройку, но этого не произошло…

— На заседаниях думы периодически рассматриваются вопросы по поддержке обращений депутатов из других городских округов Самарской области. Почему ТГД поддерживает «чужие» обращения, что, своих инициатив не хватает?

— Мы тоже направляем приличное количество обращений, большинство из которых инициирует председатель комиссии по социальным вопросам Михаил Носорев. Было много обращений депутатов ТГД по 307-му постановлению, касающемуся отрасли ЖКХ. Нужно отметить, что правительство отреагировало на обращения, и 307-е постановление было заменено 354-м. Но хочу сказать, что КПД подобных инициатив очень низок, в основном мы получаем отписки, и от Самарской губдумы, и из федерации. Я помню, несколько лет назад мы просили у Голиковой сто миллионов рублей на закупку диагностического оборудования для поликлиник или просили передать городу бывшее в употреблении оборудование. И тогда мы тоже получили отписку, причем даже не от министра здравоохранения, а от лица, по-видимому, уполномоченного отвечать на такие обращения. Дважды мы обращались и к президенту по поводу выпадающих доходов из горбюджета по причине перехода части земель городского округа в федеральную собственность, но также безрезультатно. Просто, видимо, обращений, поступающих от муниципалитетов, очень много. Либо их не сортируют по степени важности.

Что касается выпадающих доходов, здесь многое зависит от воли первого лица области: он захочет, он решит. Мы слышали, что Дмитрий Анатольевич Медведев сказал на совещании в Саратове: как это так, земли на территории муниципалитета, но принадлежат федерации? Наверное, ему доложили о нашем обращении, но поручений по этому поводу он никаких не дал.

— Как вы относитесь к программе выделения земель многодетным семьям для индивидуального строительства?

— Я слабо верю в то, что многодетные семьи будут строить дома. Для многих из них выделение земли – это просто дополнительный доход от ее продажи. В Федоровке, где я живу, выделяли участки инвалидам, многодетным, там сегодня стоят коттеджи стоимостью по 80 млн рублей. Разве это льготники построили?! Многодетные семьи лучше бы себя чувствовали в сельской местности, где нет таких строгих СНиПов и правил строительства. В городе нужно будет только год бегать по инстанциям, чтобы получить разрешение на строительство. А в сельской местности это проще сделать.

— Возможен ли выкуп земли городом в ОАО «Овощевод» под выделение участков многодетным семьям?

— Это нереально. В бюджете города с каждым годом остается все меньше и меньше средств. Все уходит в областной и федеральный бюджеты. Мы сами были удивлены, когда согласно Закону о полиции у муниципалитетов забрали строку «Пени и штрафы», а это порядка 200 млн рублей. Вообще пока незаметно положительных тенденций от этого закона. Муниципалитет согласно нему не должен помогать финансово полиции, но комнаты участковых нужно ремонтировать, а средств на это не выделяют.

— Алексей Иванович, сколько средств перечисляет наш город в вышестоящие бюджеты?

— В 2010 году у нас оставалось не больше 12%, в 2011-м – порядка 10%, все остальное перечисляется в Самару и Москву. Всех налогов и сборов собирается в Тольятти порядка 60 млрд рублей, девять долей отдаем, одна – 6 млрд – остается в городе. «Благодаря» централизации власти города оставили без денег. И мэры вынуждены обращаться к вышестоящим чиновникам для решения тех или иных проблем. Однако стоит отметить, у городов забирают и полномочия, часть их распределяется по министерствам. А ведь люди привыкли, что мэр отвечает за положение всех дел в городе, но его должность обладает все меньшими полномочиями.

— Как вы относитесь к тому, что должность губернатора станет выборной?

— Выборы будут происходить с некоторой поправкой, то есть представление кандидатур на должность губернатора нужно будет согласовать у президента. Я сторонник парламентского правления. Ведь большинство населения не знает, кого выбирать. Выбирают по цвету глаз, по прическе и представительству кандидата. Малая часть людей, которые знают, по сути, работу мэра или губернатора. Я сторонник поэтапного руководства. Вот есть, например, квартал, там должен быть представитель местного самоуправления, дальше представители избирают вышестоящего руководителя и т.д. Таким образом, власть будет ближе к народу. Люди будут обращаться с конкретными проблемами непосредственно к своему представителю местного самоуправления. Когда на округах избирают депутата, депутат приходит в думу и совместно с коллегами избирает мэра, с него, депутата от округа, и будет весь спрос. Дальше назначается сити-менеджер, который на контрактной основе работает над решением городских проблем. Это будет, по моему мнению, более правильная система. В то же время будет здорово, если мэр является лицом, отстраненным от «драчки» за деньги. Однако я знаком и с абсурдными ситуациями, в том числе в Самарской области, когда и на должность мэра, и на должность сити-менеджера выдвигают людей, стремящихся к росту карьерному, тогда они начинают между собой борьбу за бюджет. Нужно на должность мэра продвигать человека самодостаточного, чтобы его не интересовали бюджетные средства для личных целей, он должен быть немолодым, желательно партийцем, со сложившейся идеологией. Сити-менеджер может быть человеком молодым и энергичным, который будет подконтролен мэру, находящемуся в думе.

И если уж говорить про выборы губернатора, на мой взгляд, лучшим решением будут выборы на уровне парламента.

Ольга БАРКАЛОВА

газета Тольяттинский Навигатор