Главная > Новости АВТОВАЗа Экономика

Только бы не помешали

7 февраля, 11:42 Экономика

Существующим программам обновления на АВТОВАЗе необходимы благоприятные внешние факторы.

Давно, очень давно не приходилось видеть настоящих долгосрочных, а главное, полностью внятных и выполнимых планов развития АВТОВАЗа. Планировали всегда, но с начала девяностых каждый бизнес-план содержал такое количество рисков, что всерьез дальше, чем на год-два, загадывать не получалось.

¬Все-таки, как ни рассчитывай силы и средства в отдельно взятом производстве, пусть даже такого масштаба, без учета влияния внешних условий не обойтись. А уж каким было это влияние после развала СССР, никому из нас, переживших «перестройку» и долгий мучительный путь российских реформ, объяснять не нужно. Как говорят мудрые китайцы, «не дай Бог тебе родиться в эпоху перемен».

Впрочем, если говорить объективно, далеко не все планы сбывались и в советское время. Тогда их особо не разглашали, но из воспоминаний ветеранов завода можно удостовериться, что приходилось вносить срочные концептуальные изменения даже в изначальную стратегию. А сколько было сомнений «наверху» в перспективности предложенного вазовцами переднего привода! И «десятку» сначала собирались делать все на той же «классической» платформе… У государства было специальное министерство и научно-исследовательский институт автомобильной промышленности, а государственное же предприятие билось в препонах различных «мнений», и планы перспективного развития раз за разом наталкивались на чье-то непонимание, на отказ в финансировании проектов, на резолюции: «Разработка нереальна и не будет востребована».

Принадлежность завода к государству с плановой экономикой, с окостеневшим и запутанным бюрократическим управлением была одновременно гарантией относительно безбедного производства и связывающей настоящее развитие цепью. А в девяностые эта цепь вообще порвалась, при этом стало еще хуже. Свобода без средств к существованию погубила в АВТОВАЗе многое, катастрофически затормозила его развитие. Именно в те годы зря пропали самые, быть может, интересные и перспективные проекты, на которые вовремя не нашлось либо денег, либо, так сказать, политической воли, оперативных решений. Ключевое слово здесь «вовремя», ибо, когда деньги и решения наконец появлялись, концепция проекта зачастую на несколько лет отставала от мировых тенденций и частичная реализация морально устаревших идей уже не приводила к успеху. Так, к примеру, оказался нерентабельным минивэн «Надежда», ВАЗ-2120, запуск которого в 1998 году после «газелей» явно запоздал. Не спасли и многочисленные специализированные модификации модели, спрос в рыночной экономике фактор жесткий и определяющий…

А помните 2005-2008 годы? Широковещательные обещания и громкие заявления, сначала вселявшие оптимизм, а потом все более вызывавшие раздражение и язвительность. Причем не только нас, тольяттинцев… Противоречивые «утечки информации» и очевидные метания из стороны в сторону с «новой классикой», «Окой-2», заводом двигателей привели к тому, что всерьез планы вазовского руководства вообще перестали воспринимать. Да и как иначе, если любой более-менее разбирающийся в автомобильном производстве человек знает, что несколько новых моделей на нескольких новых платформах за год-два – это невероятно сложно и дорого, зато одинокий венок у камня-«памятника неизвестному заводу» – вот он, налицо. И если б только злосчастным этим провалившимся проектом все исчерпывалось!

Внешние условия не стали легче, собственных новых денег на развитие у АВТОВАЗа не появилось, зато рулить процессом стали уже не профессионалы-производственники и не бизнесмены, а вообще – хоть это и несколько неожиданно – политики. Мало понимающие в жизни и уж тем более в проблемах огромного производства, в котором завязаны миллионы людей. А тут еще «подфартило» – по планам и проектам шарахнул мировой кризис. Результат благих намерений и обычной некомпетентности вы знаете: к 2009 году даже такой, казалось бы, непотопляемый гигант, как АВТОВАЗ, оказался на грани краха, и банкротство уже ухмылялось в лицо.

Положение было таково, что помочь могло уже только государство. Но наивно полагать, что кто-то просто так, чтобы заткнуть «дыру», даст колоссальные средства. Сумма для спасения автогиганта (а по большому счету – уже и города Тольятти!) нужна была даже по меркам госбюджета огромной России серьезная. Тем более что никакой разовой «подачкой» проблемы АВТОВАЗа было не решить. Прожектерам и фантазерам таких денег не доверят – только серьезным людям с продуманной, просчитанной программой решений. Именно поэтому к руководству предприятием пришла новая «команда Комарова» – те, кто разработал стратегический бизнес-план развития АВТОВАЗа до 2020 года и за два с небольшим года уже показал: они умеют работать. Внятный и всесторонне проработанный план, максимально учитывающий внешние и внутренние риски, прозрачный, одобренный экспертами на разных уровнях, позволил получить от государства 75 (!) миллиардов рублей. «Стратегия-2020» четко определяет, что и в какой сфере нужно сделать АВТОВАЗу – по персоналу, по качеству продукции, поставщикам, развитию модельного ряда, чтобы получить ожидаемый эффект.

Есть план – необходимо решение. Его принимать не хотел никто. Пришлось принимать на себя удар лично Путину – и деньги давать, и довольно долгое время слушать, что он совершенно зря это сделал. Это теперь говорят: «Эффективное финансирование флагмана отечественной автомобильной отрасли», а еще год-полтора назад говорили: «Путин зря это делает, на выходе ничего не получится. Разворуют. Не дадут. Не смогут. В общем, все будет как всегда».

За два года, что прошли со дня утверждения «Стратегии-2020», сделано многое, на первый взгляд, еще не очень заметное со стороны. Впрочем, последовательность выполнения программы дает очевидные результаты. Качество LADA повысилось настолько, что в конце года ВАЗ уже и Nissan начнет выпускать (представьте себе это в 2009-м!). Финансовое положение стабилизировалось (вспомните 600 тыс. непроданных автомобилей в конце 2008-го!). Уже разошлась покупателям первая партия LADA Granta, очередь растянулась на полгода (представьте себе это перед началом утилизации в 2010-м!). Практически все готово к началу сборки на главном конвейере универсала «Ларгус»…

Уверенное движение вперед. Может, кто-то и скажет, что верить в успех «команды Комарова» рано, по-настоящему реализацию «Стратегии-2020» можно будет считать успешной только с началом массового выпуска (и успешных продаж) новых моделей. Но надо понимать: что именно сейчас закладывается основа будущего ВАЗа – мультибрендового мирового автопроизводителя, полноправного партнера одного из трех крупнейших мировых альянсов.

Крайне популярные сегодня кроссоверы и похожие на них легковушки будут делаться на той же платформе «B0», на которой базируется «Ларгус». Будет востребована и платформа «Калины», которая сейчас в улучшенном виде стала основой «Гранты», а в дальнейшем альянс будет использовать ее и для своих моделей. Впрочем, очень важно решить, наконец, накопившиеся проблемы АВТОВАЗа, мешающие дальнейшей жизни завода. Проблем еще много – от производственных, качества продукции, до маркетологических. Необходимо четко развести по классам и ценам выпускаемые модели, чтобы не путался покупатель, например, при выборе между «Калиной» и «Приорой», машинами совершенно разными, но с приблизительно той же ценой… Масса работы предстоит еще с дилерами, тем более что в ближайшее время вазовскую товаропроводящую сеть будут использовать уже и партнеры из альянса «Рено»-«Ниссан».

Сделать предстоит много, а чтобы результат действительно принес эффект, делать все это надо еще и достаточно быстро. Это возможно: уже ведь и впрямь заметно, что из былой традиционно громоздкой и медленной бюрократической махины АВТОВАЗ постепенно превращается в современное, быстро реагирующее на проблемы и изменения предприятие. И менеджмент, и коллектив компании хотят обновления, знают, к чему двигаться, и уверенно идут к своим целям. Теперь бы только не мешали внешние условия. Нужны позитив, удача, творческий подход, инновации и – надежность. Надежность выбранного страной курса. Надежность того человека, который станет нашим следующим президентом. Его желание по-прежнему по-особому относиться к заводу и нашему городу, слышать нас и понимать. И постепенные, а не лавинообразные перемены, политическое и экономическое развитие. Это больше всего нужно сейчас и вазовцам, и тольяттинцам, чтобы получилось все задуманное… Остальное – сделаем. Каждый на своем рабочем месте.

Григорий ЭМИН

газета Тольяттинский Навигатор