Только бы не помешали
Существующим программам обновления на АВТОВАЗе необходимы благоприятные внешние факторы.
Давно, очень давно не приходилось видеть настоящих долгосрочных, а главное, полностью внятных и выполнимых планов развития АВТОВАЗа. Планировали всегда, но с начала девяностых каждый бизнес-план содержал такое количество рисков, что всерьез дальше, чем на год-два, загадывать не получалось.
¬Все-таки, как ни рассчитывай силы и средства в отдельно взятом производстве, пусть даже такого масштаба, без учета влияния внешних условий не обойтись. А уж каким было это влияние после развала СССР, никому из нас, переживших «перестройку» и долгий мучительный путь российских реформ, объяснять не нужно. Как говорят мудрые китайцы, «не дай Бог тебе родиться в эпоху перемен».
Впрочем, если говорить объективно, далеко не все планы сбывались и в советское время. Тогда их особо не разглашали, но из воспоминаний ветеранов завода можно удостовериться, что приходилось вносить срочные концептуальные изменения даже в изначальную стратегию. А сколько было сомнений «наверху» в перспективности предложенного вазовцами переднего привода! И «десятку» сначала собирались делать все на той же «классической» платформе… У государства было специальное министерство и научно-исследовательский институт автомобильной промышленности, а государственное же предприятие билось в препонах различных «мнений», и планы перспективного развития раз за разом наталкивались на чье-то непонимание, на отказ в финансировании проектов, на резолюции: «Разработка нереальна и не будет востребована».
Принадлежность завода к государству с плановой экономикой, с окостеневшим и запутанным бюрократическим управлением была одновременно гарантией относительно безбедного производства и связывающей настоящее развитие цепью. А в девяностые эта цепь вообще порвалась, при этом стало еще хуже. Свобода без средств к существованию погубила в АВТОВАЗе многое, катастрофически затормозила его развитие. Именно в те годы зря пропали самые, быть может, интересные и перспективные проекты, на которые вовремя не нашлось либо денег, либо, так сказать, политической воли, оперативных решений. Ключевое слово здесь «вовремя», ибо, когда деньги и решения наконец появлялись, концепция проекта зачастую на несколько лет отставала от мировых тенденций и частичная реализация морально устаревших идей уже не приводила к успеху. Так, к примеру, оказался нерентабельным минивэн «Надежда», ВАЗ-2120, запуск которого в 1998 году после «газелей» явно запоздал. Не спасли и многочисленные специализированные модификации модели, спрос в рыночной экономике фактор жесткий и определяющий…
А помните 2005-2008 годы? Широковещательные обещания и громкие заявления, сначала вселявшие оптимизм, а потом все более вызывавшие раздражение и язвительность. Причем не только нас, тольяттинцев… Противоречивые «утечки информации» и очевидные метания из стороны в сторону с «новой классикой», «Окой-2», заводом двигателей привели к тому, что всерьез планы вазовского руководства вообще перестали воспринимать. Да и как иначе, если любой более-менее разбирающийся в автомобильном производстве человек знает, что несколько новых моделей на нескольких новых платформах за год-два это невероятно сложно и дорого, зато одинокий венок у камня-«памятника неизвестному заводу» вот он, налицо. И если б только злосчастным этим провалившимся проектом все исчерпывалось!
Внешние условия не стали легче, собственных новых денег на развитие у АВТОВАЗа не появилось, зато рулить процессом стали уже не профессионалы-производственники и не бизнесмены, а вообще хоть это и несколько неожиданно политики. Мало понимающие в жизни и уж тем более в проблемах огромного производства, в котором завязаны миллионы людей. А тут еще «подфартило» по планам и проектам шарахнул мировой кризис. Результат благих намерений и обычной некомпетентности вы знаете: к 2009 году даже такой, казалось бы, непотопляемый гигант, как АВТОВАЗ, оказался на грани краха, и банкротство уже ухмылялось в лицо.
Положение было таково, что помочь могло уже только государство. Но наивно полагать, что кто-то просто так, чтобы заткнуть «дыру», даст колоссальные средства. Сумма для спасения автогиганта (а по большому счету уже и города Тольятти!) нужна была даже по меркам госбюджета огромной России серьезная. Тем более что никакой разовой «подачкой» проблемы АВТОВАЗа было не решить. Прожектерам и фантазерам таких денег не доверят только серьезным людям с продуманной, просчитанной программой решений. Именно поэтому к руководству предприятием пришла новая «команда Комарова» те, кто разработал стратегический бизнес-план развития АВТОВАЗа до 2020 года и за два с небольшим года уже показал: они умеют работать. Внятный и всесторонне проработанный план, максимально учитывающий внешние и внутренние риски, прозрачный, одобренный экспертами на разных уровнях, позволил получить от государства 75 (!) миллиардов рублей. «Стратегия-2020» четко определяет, что и в какой сфере нужно сделать АВТОВАЗу по персоналу, по качеству продукции, поставщикам, развитию модельного ряда, чтобы получить ожидаемый эффект.
Есть план необходимо решение. Его принимать не хотел никто. Пришлось принимать на себя удар лично Путину и деньги давать, и довольно долгое время слушать, что он совершенно зря это сделал. Это теперь говорят: «Эффективное финансирование флагмана отечественной автомобильной отрасли», а еще год-полтора назад говорили: «Путин зря это делает, на выходе ничего не получится. Разворуют. Не дадут. Не смогут. В общем, все будет как всегда».
За два года, что прошли со дня утверждения «Стратегии-2020», сделано многое, на первый взгляд, еще не очень заметное со стороны. Впрочем, последовательность выполнения программы дает очевидные результаты. Качество LADA повысилось настолько, что в конце года ВАЗ уже и Nissan начнет выпускать (представьте себе это в 2009-м!). Финансовое положение стабилизировалось (вспомните 600 тыс. непроданных автомобилей в конце 2008-го!). Уже разошлась покупателям первая партия LADA Granta, очередь растянулась на полгода (представьте себе это перед началом утилизации в 2010-м!). Практически все готово к началу сборки на главном конвейере универсала «Ларгус»…
Уверенное движение вперед. Может, кто-то и скажет, что верить в успех «команды Комарова» рано, по-настоящему реализацию «Стратегии-2020» можно будет считать успешной только с началом массового выпуска (и успешных продаж) новых моделей. Но надо понимать: что именно сейчас закладывается основа будущего ВАЗа мультибрендового мирового автопроизводителя, полноправного партнера одного из трех крупнейших мировых альянсов.
Крайне популярные сегодня кроссоверы и похожие на них легковушки будут делаться на той же платформе «B0», на которой базируется «Ларгус». Будет востребована и платформа «Калины», которая сейчас в улучшенном виде стала основой «Гранты», а в дальнейшем альянс будет использовать ее и для своих моделей. Впрочем, очень важно решить, наконец, накопившиеся проблемы АВТОВАЗа, мешающие дальнейшей жизни завода. Проблем еще много от производственных, качества продукции, до маркетологических. Необходимо четко развести по классам и ценам выпускаемые модели, чтобы не путался покупатель, например, при выборе между «Калиной» и «Приорой», машинами совершенно разными, но с приблизительно той же ценой… Масса работы предстоит еще с дилерами, тем более что в ближайшее время вазовскую товаропроводящую сеть будут использовать уже и партнеры из альянса «Рено»-«Ниссан».
Сделать предстоит много, а чтобы результат действительно принес эффект, делать все это надо еще и достаточно быстро. Это возможно: уже ведь и впрямь заметно, что из былой традиционно громоздкой и медленной бюрократической махины АВТОВАЗ постепенно превращается в современное, быстро реагирующее на проблемы и изменения предприятие. И менеджмент, и коллектив компании хотят обновления, знают, к чему двигаться, и уверенно идут к своим целям. Теперь бы только не мешали внешние условия. Нужны позитив, удача, творческий подход, инновации и надежность. Надежность выбранного страной курса. Надежность того человека, который станет нашим следующим президентом. Его желание по-прежнему по-особому относиться к заводу и нашему городу, слышать нас и понимать. И постепенные, а не лавинообразные перемены, политическое и экономическое развитие. Это больше всего нужно сейчас и вазовцам, и тольяттинцам, чтобы получилось все задуманное… Остальное сделаем. Каждый на своем рабочем месте.
Григорий ЭМИН