Четвертной с характером
29 ноября Эл банку исполняется 25 лет. Его привёл в город Анатолий Волошин, сделав Тольятти его штаб-квартирой и привнеся в банк всё то лучшее, что он «выкристаллизовал» за годы работы. Юбилей стал поводом, чтобы встретиться с Анатолием Парфирьевичем и поговорить – о банке, об экономике, о будущем.
— Анатолий Парфирьевич, у Эл банка есть два периода жизни и развития – до вашего прихода в банк в качестве владельца и после. Это так?
— На самом деле, у банка очень интересная история. Он был зарегистрирован в Чемальском районе Республики Алтай, которая тогда даже республикой ещё не являлась. Это банк, рождённый не в Лондоне или Москве, а в районе, где проживает всего 3-4 тысячи человек. В самой республике – 200 тысяч населения. Банк какое-то время жил своей жизнью там. До тех пор, пока Александр Алчубаев – человек родом из Горно-Алтайска, выходец из Тольятти – не выкупил банк. Он перенёс его в Горно-Алтайск и сменил имя на Эл банк. Потом Алчубаев стал министром экономики республики, уходит работать в республиканское правительство, и в истории Эл банка появляется один из тольяттинских банков, которым я руководил. Тогда был увеличен уставной капитал банка, и он продолжил развиваться дальше. И вот наступает новый этап: я становлюсь во главе Эл банка и банк приходит в Тольятти. И мы начинаем развивать Тольятти.
Знаете, Республика Алтай развивалась только благодаря тому, что Эл банк выдавал там кредиты. Недавно по телевизору показали фильм «Города-призраки», про города, которые находятся в Магаданской области и в Якутии. Среди них в самой середине, в самом холодном месте стоит расцветающий городок Усть-Нера. Почему Усть-Нера, как и Якутск, – процветающий город? Только потому, что банк, которым я руководил, за 10 лет выдал порядка 30 млрд рублей кредитов, благодаря которым создавались новые рабочие места, открывались магазины и кафе, – словом, шла жизнь. 10 лет назад там было абсолютное запустение. Тогда Усть-Нера был городом, который добывал около 3 тонн золота и жизнь в котором постепенно умирала. Сегодня город добывает 9 тонн золота. Это треть добычи золота в Якутии. И все потому, что кредитовалась экономика территории.
— Развивать территорию, где находится банк, – это ваш подход, которому вы следовали всегда, отстаивали его важность, несмотря на то, что не все вас в этом понимали. Понятие «ответственный бизнес» пришло в город во многом благодаря вам.
— Многие не понимают, но банки – это кровеносная система экономики. А малые городские банки – это капилляры, которые питают все участки «организма». За всю свою историю мы прокредитовали около 400 малых и средних предприятий. Это все виды деятельности, кроме полётов в космос. Когда-нибудь мы прокредитуем и космос. Думаю, мы в Тольятти выживали какое-то время после сокращений на предприятиях только потому, что в регионе было достаточное количество местных банков, которые финансировали малый бизнес.
— Я понимаю, о чём вы говорите. Местные банки работают с местными компаниями, подстраиваются под местные условия. В отличие от крупных банков, у которых, как у любых крупных сетей, унифицированная политика.
— В том-то и дело, что малый бизнес – индивидуален. Ни один крупный банк не может себе позволить работать индивидуально с клиентом. На это способен только местный банк, который знает и понимает местные проблемы. На самом деле социальная ответственность за развитие города лежит на каждом человеке. Мы все по мере своих возможностей должны стремиться к тому, чтобы в городе становилось лучше. Я стремлюсь потому, что я могу. Меня иногда спрашивают: «Зачем ты кредитуешь малый бизнес? Это же не принесёт тебе прибыли». Но если у нас не будет бизнеса, то и города не будет. Большие банки нужны, потому что кто ещё может обеспечить программу развития Куйбышевазота, если не крупный банк? Но с малым бизнесом эффективно может работать только местный банк, то есть тот же малый бизнес. Мы за свою историю вырастили десятки компаний, которые потом передавали для дальнейшего финансирования более крупным коллегам.
Государство могло бы поднять ВВП на 5%, если бы произвело докапитализацию малых и средних банков на 300 млрд рублей – сумму, которую оно направило в прошлом году на один только ВТБ. Эти деньги обеспечили бы выдачу кредитов бизнесу по всей стране, потому что сегодня главная проблема – отсутствие средств. Предприниматели умоляют: «Дайте хоть немного кредитов!». У бизнеса нет денег на развитие, а без развития бизнес останавливается. Одной из местных компаний, специализирующейся на продаже продуктов от фермеров, был нужен миллион рублей на развитие. И теперь компания под угрозой закрытия, хотя проект был хороший, перспективный. Если банки не выдают кредиты, экономического роста в городе, в стране не будет.
— Ваше намерение создать банковскую ассоциацию вызвано желанием пролоббировать интересы малых банков и, соответственно, интересы малых предприятий и территории в целом?
— Это не ассоциация, но идею вы описали верно: развитие малого бизнеса через малые банки, находящиеся в регионах. Конечно, любому городу интереснее получить деньги из какой-нибудь федеральной программы, чем планомерно поднимать территорию. На второе мало кто способен. Такой пример – Уфа. В ней не реализуется ни одной федеральной программы, но город и республика процветают. Почему? Потому что там выстроена банковская система, к которой у правительства совершенно особое отношение. В Башкирии – 1399 отделений банков. В Самарской области было около 1000, сейчас меньше 600. Местных банков в нашем регионе было 19, в Тольятти – около 10. Между тем в Башкортостане ни у одного банка не была отозвана лицензия на ведение деятельности. В местных банках правительство держит временно свободные деньги. Потому и переживает республика сегодняшние катаклизмы совершенно иначе, чем мы.
Наша идея для Самарской области заключается в том, чтобы создать банковский кластер. В мире есть такие примеры, среди них самый известный – Швейцария. Представьте себе, открыть в регионе 100 банков, 100 центральных офисов. Что это означает? Это значит, что нужно будет купить или арендовать помещение, нанять штат высококвалифицированных и высокооплачиваемых сотрудников, создать всю необходимую инфраструктуру. А также принимать решения здесь, то есть в первую очередь здесь кредитовать. Это бы не просто подстегнуло развитие региона – мы бы пошли вперед семимильными шагами.
Еще одна идея, на сегодняшний день, возможно, еще более актуальная – создание холдинга сетевых банков по работе с малым и средним бизнесом. Работать это должно так. В каждом городе определяется банк, ответственный за кредитование предпринимателей. Создавать сетевой банк как единое юридическое лицо нельзя, потому что он превратится в тот же Сбербанк или ВТБ. Так что это должна быть именно сеть местных банков с едиными стандартами работы. Контролировать ее деятельность должна государственная корпорация.
— Вы обсуждали эту идею с коллегами?
— В сентябре я изложил её в Нижнем Новгороде на конференции Ассоциации российских банков. Совсем недавно повторил в Уфе на конференции по стандартизации банковской системы. Сейчас веду переговоры по включению нашего предложения в резолюцию с тем, чтобы и дальше продвигать. У меня есть ощущение, что нас услышали, потому что в стране уже создают корпорацию по развитию малого и среднего бизнеса. Выстроили «скелет» – создали фонды, программы, гарантии. Сейчас есть всё, за исключением одного: нет той самой кровеносной системы. Если добавить в существующую схему систему сетевых банков, все программы развития малого и среднего бизнеса станут жизнеспособными.
— Разговор у нас получился достаточно рабочий. Давайте вспомним о юбилее, с которым мы вас от души поздравляем. Как вы отметите день рождения?
— Мы уже начали его отмечать. В сентябре Эл банк запустил программу «25 добрых дел», которая продлится до декабря. Во всех городах нашего присутствия – Тольятти, Самаре, Ульяновске, Кирове и Горно-Алтайске – сотрудники банка участвуют в благотворительных акциях. Это и сдача донорской крови, и сбор вещей для малоимущих, праздники для воспитанников детских домов и маленьких пациентов в детской больнице, помощь городским приютам для животных, спортивные мероприятия, субботник по уборке тольяттинского леса и многое другое. Принять участие в акциях мы предлагаем и нашим клиентам. Девиз у проекта: «Сплотимся, делая добро!».
Источник: журнал «Город»