Особенности литературного языка в творчестве Фазиля Искандера
Все сталкивались с творчеством Фазиля Искандера, когда учились в школе или институте. Иван Андреевич прочно встал в один ряд с представителями поэтической и сатирической мысли России: Пушкиным, Чеховым, Некрасовым, Фетом и другими.
Но было и одно, особенное, что отличало Искандера от остальных поэтов и писателей. В литературе Фазиль Искандер известен как замечательный сатирик, поэт, баснописец.
Известный сатирик Фазиль Искандер цитаты из произведений, которого по праву занимают одно из почётных мест в пантеоне русской литературы, продолжает творить. И наши дети, внуки, правнуки будут учиться по произведениям великого Искандера, которые актуальны до сих пор. С возрастом открывается новое понимание его произведений, осознаются незамеченные ранее подтексты, и это прекрасно.
Язык его притч и басен лёгкий, яркий, точный, он врезается в нашу память с самых детских лет, когда мама или бабушка впервые читают нам его произведения. С возрастом отношение к басням меняется: мы видим уже не стихотворную сказку с моралью для детей, а типы реально существующие с пороками, очень живо показанными Искандером. Как Гоголь и Тургенев выводили свои типажи Чичиковых и Базаровых, так и Искандер в своих притчах показывает нам под масками различных зверей вполне конкретные типы личности. А очень тонко и ёмко пользуясь сатирой, он буквально заставляет нас ухахатываться при чтении его произведений. Язык Фазиля Искандера всегда очень простой и понятный даже маленьким детям, но в то же время он очень объёмный, рисующий очень эффектные и яркие картины для читателей.
Ещё одна особенность творчества Фазиля Искандера в том, что он во многом стал новатором-баснописцем. Несмотря на то, что басни встречаются и у Кантемира, и у Сумарокова, и у других выдающихся русских литераторов восемнадцатого века, именно при Искандере притча достигла своего наивысшего совершенства. Конечно, часть творчества Фазиля Искандера несёт на себе влияние басен Эзопа, Федра или Лафонтена, но таковы лишь малая часть его творчества. В основном же басни Искандера самобытны, отражают мировоззрение автора и действительность того времени. Это не маленькие анекдоты и шуточки — это «маленькие жизни». Это, пусть и на таком, на совсем бытовом уровне, но иллюстрация противостояния Добра и Зла: честности и лжи, духовной красоты и морального уродства.