Тенденции рынка коммерческой недвижимости Москвы 2016 года
С начала года вырос спрос на аренду столичных офисных и торговых площадей. Несмотря на ротацию арендаторов, количество арендуемой площади превышало освобождаемую. А на фоне снижения посещаемости ТЦ управляющие компании стали искать новые форматы и предлагать более выгодные условия арендаторам.
Так, коммерческая аренда на Кутузовском проспекте охватывает широкую аудиторию предпринимателей, предлагая офисные помещения от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей в месяц. Цена зависит от расположения торгового помещения и самого офиса в нем, а также от его площади и оснащения.
Арендаторы выбирают Торговые центры
Главной тенденцией года стали предпочтения арендаторов. Спрос на просторные офисные и торговые площади ТЦ значительно возрос. Этому послужил запуск движения по центральной кольцевой железной дороге, что обеспечило лучшую транспортную доступность нескольких районов столицы. Оживленное движение дало импульс коммерческой недвижимости.
Компании стали занимать больше места
Еще одной особенностью уходящего года стало расширение компаний в рамках одного торгового центра. Многие фирмы сумели найти пути развития своего бизнеса в условиях кризиса, а потому стали нуждаться в более просторных помещениях. Поэтому собственники крупных ТЦ стремятся создать максимально выгодные условия для арендаторов, чтобы удержать их у себя.
Уверенный рост посещаемости ТЦ
В начале года посещаемость торговых центров Москвы находилась на низком уровне, что заставило управляющие компании искать новые форматы. На Кутузовском проспекте расположен яркий концептуальный ТЦ Океания аренда офисов. В числе его арендаторов кинотеатр «Формула кино», супермаркет «Перекресток», Детский мир. Общая площадь центра составляет 137 тысяч квадратов. А поскольку он находится всего в 150 метрах от метро, среднесуточная посещаемость Океании составляет около 50 тысяч человек.
Что касается небольших районных торговых центров, то второе дыхание получили те, которые находятся рядом с метро. В частности, застройщики при выборе площади под строительство первым делом ориентируются именно на этот фактор. Другим фактором возвращения интереса к небольшим ТЦ стало то, что крупные концептуальные объекты накладывают ограничения на состав арендаторов, ориентируясь на крупные сетевые компании, а мелкие сдают помещения даже небольшим ИП.
Появление новых и расширение старых форматов
Под влиянием кризиса участники рынка начали торопливо искать способы развития своих проектов. Так, на фоне появления мелких торговых центров крупные ТЦ расширили свой формат. Торговые центры стали торгово-развлекательными или «центрами потребления». В них стали открываться не только кафе и кинотеатры, но также салоны красоты, филиалы различных компаний, отделения банков и фитнес-клубы. Даже столичные кинотеатры собираются переформатировать в торгово-развлекательные центры.