Главная > Интервью и комментарии Новости АВТОВАЗа Экономика

Игорь Комаров: Многие считают АВТОВАЗ «черной дырой»

25 сентября, 10:00 Экономика

Вчера президент АВТОВАЗа Игорь Комаров выступил с телеобращением к работникам автогиганта. ТолькоЧто.Ru приводит полную расшифровку его речи.

Уважаемые коллеги!

Хотел бы начать откровенный разговор о сегодняшней ситуации и будущем предприятия, от которого зависит жизнь каждого из нас. В 2008 году АВТОВАЗ произвел рекордное количество автомобилей – около 800 тысяч. Казалось бы, положение безоблачное и можно почивать на лаврах и спокойно строить планы на будущее. Но кризис полностью изменил ситуацию.

Можно говорить об его причинах, но остается один факт – в России стали значительно меньше покупать. В том числе автомобилей. Сейчас мы выходим на программу производства около 300 тысяч. Это сильнейший удар по финансовому состоянию предприятия. Сегодня я должен со всей ответственностью заявить, что наш завод находится в критическом финансовом положении. Убытки за 2009 год составят около 35 миллиардов рублей, что ставит очень серьезный вопрос о возможности продолжения работы в будущем. Я уверен, что наша основная цель и задача – не допустить банкротства и последующей возможной распродажи завода по частям. АВТОВАЗ должен продолжать жить и иметь шанс на развитие.

Приходя сюда, именно так я видел свою задачу и именно так мне ставили ее акционеры – обеспечить спасение предприятия в целом и сохранение уникального российского производителя автомобилей. Я уверен, что государство также видит нашу задачу. Мы видим понимание и поддержку с их уровня. Однако и возможности государства не беспредельны. Нам был выделен кредит – 25 миллиардов рублей, который позволил пережить лето, выплачивать заработную плату и погасить долги. Но я уверен, что помощь в том же виде не будет оказана вторично.

Вы прекрасно знаете, что многие считают АВТОВАЗ «черной дырой». Будем откровенны – общественное мнение не на нашей стороне и многие граждане считают оказание помощи АВТОВАЗу не эффективной. Но для чего нам нужна помощь? Если мы продолжим выпускать модели, сконструированные в 60-70-е годы, если количество дефектов в наших автомобилях в несколько раз будет превышать мировые стандарты, если мы продолжим трудиться в полсилы, оправдываясь невысокой зарплатой, в этом случае нам не нужно помощи. Она будет потрачена впустую. А помощь государства – это деньги налогоплательщиков.

Надо изменить завод и изменить себя. У нас для этого еще остаются возможности.

Во-первых, это наш коллектив, наши люди, которые, я уверен, не утратили энергии и сил.

Во-вторых, это наша инфраструктура и технологии, пусть не самые передовые, но достаточные, чтобы осуществить качественный скачок. И наконец-то обновить модельный ряд.

В третьих, это наше партнерство с Renault, которое дает шанс воспринять современные технологии и войти в ряд мировых производителей и стать серьезным игроком.

Наша программа базируется на следующих тезисах.

Мы должны произвести такое сокращение затрат, которое позволило бы заводу в ближайшие годы продавать значительно большее число автомобилей и не ходить ежегодно с протянутой рукой к государству.

Мы должны кардинально повысить доверие потребителей к нашей продукции.

Мы должны кардинальным образом обновить модельный ряд. К сожалению, вынужден констатировать, что многолетний отрыв от мирового автопрома дает о себе знать. Наши технологии требуют серьезного улучшения. И здесь необходимо, забыв про фальшивую гордость, обратится за помощью к Renault. В первую очередь, для обеспечения загрузки производства, для обеспечения людей работой и для привнесения новых технологий на завод.

Мы должны развивать вокруг завода производства автокомпонентов, но не так как это было недавно, когда за территорию уносились целые куски технологических процессов. Мы хотим пригласить в Тольятти всех крупнейших иностранных производителей автокомпонентов. Пусть приходят, ставят собственные производства, передают нам опыт. В идеальном будущем в парке автокомпонентов в Тольятти должно работать больше людей, чем на заводе. Как это устроено во всем мире.

Нетерпимой является ситуация, когда личные материальные интересы ставятся выше интересов завода.

Теперь я хочу затронуть самую важную тему – сокращение работников.

Как я уже сказал, сейчас наша работа не окупается, численность сотрудников завода всегда определялась производственной программой. В 2010 году – это 450 тысяч автомобилей. Что почти в два раза ниже, чем в 2008-м. Как это не больно, но чтобы завод выжил, мы сейчас вынуждены пойти на сокращение. Расчеты показывают, что численность высвобождаемого персонала 27 тысяч 600 человек. Первая категория – 13 тысяч человек – это пенсионеры, которые получат выплаты по корпоративной пенсионной программе в случае выхода на пенсию. Средний размер выплат – более 100 тысяч рублей на человека. Мы будем выполнять все свои обязательства по этим выплатам, несмотря на финансовые проблемы. Расчеты показывают, что с учетом государственной и корпоративной программ среднемесячный доход пенсионера после увольнения с завода в течение двух лет составит около 10-11 тысяч рублей. С начала года на пенсию ушли почти 5000 работников.

Мы понимаем, что обеспечение достойных условий жизни наших пенсионеров – это наш приоритет. Но будем откровенны – мы не сможем долго выплачивать корпоративные пенсии. У нас может просто не хватить средств. Сегодня я подписал приказ об уменьшении с 1 ноября выплат корпоративных пенсий в два раза. Я не думаю, что у нас будет возможность выплаты корпоративных пенсий в следующем году.

Вторая категория – около 5,5 тысяч человек, это сотрудники предпенсионного возраста, которым осталось менее двух лет до пенсии. При сокращении эти люди также получают право на участие в корпоративной пенсионной программе, и с учетом пособия по сокращению и досрочного оформления пенсии, доходы этих людей также составят 10-11 тысяч рублей.

И, наконец, сотрудники трудоспособного возраста, сокращение которых мы минимизируем всеми возможными способами. Мы надеемся, что их число не превысит 10 тысяч человек. С учетом привлечения к общественным работам в рамках программы, разработанной вместе с мэрией Тольятти, их среднемесячный доход будет, по крайней мере, никак не меньше, чем сейчас, в режиме неполной рабочей недели. Мы видим реальную перспективу возвращения их на завод через 1,5-2 года. После реконструкции первой линии конвейера и ввода новых предприятий по производству автокомпонентов на территории Тольятти, которые должны быть созданы к 2012 году.

Предлагаемые меры по оптимизации числа работников не решают задачу выхода на безубыточную работу. Нам необходимо обеспечить сокращение затрат сегодня, в текущей деятельности. За счет наведения порядка в операциях, внедрения режима экономии, повышения качества, недопущения потерь рабочего времени. Мы уверены, что наши квалифицированные сотрудники найдут способы сокращения затрат.

Я призываю вас проявить инициативу, изыскать резервы для улучшения организации работы и сокращению издержек на каждом рабочем месте. Это касается не только производства, но и технической дирекции, службы логистики и закупок. Мы готовы материально поощрять сотрудников, предложивших и внедривших решения, которые приводят к сокращению затрат. Сегодня нам это действительно необходимо.

Мы с вами изменим предприятие и изменим себя. У нас есть реальный шанс сохранить предприятие – гордость отечественного автопрома. И мы вместе этот шанс используем.

Александр Киров