Бесколлекторные двигатели: коротко о главном
В области применения электрических машин и систем в последнее время все больше завоёвывают рынок двигатели бесколлекторного типа. Эти устройства получили признание специалистов и заслуженную оценку многих потребителей. Об их отличительных особенностях, сфере использования и эксплуатационных преимуществах и пойдет дальше речь.
Особенности конструкции
Само название электрического устройства дает представление о его основном отличии от более распространенных коллекторных двигателей. Однако различие не ограничивается лишь наличием (отсутствием) коллекторов и щеток. В бесколлекторном двигателе ротор выполнен в виде магнитов с четным количеством полюсов, а статор представляет собой сердечник с обмотками преимущественно с трехфазным питанием. Переключение полюсов магнитов и обмоток статора в данных устройствах осуществляется с помощью контроллеров, позволяющих обеспечить плавное вращение вала с определенной (регулируемой) скоростью. Для регулировки может в том числе использоваться редуктор.
Эффективность БК-двигателей и их недостатки
Лежащий в основе работы принцип функционирования бесколлекторного двигателя позволяет обеспечить ряд преимуществ. Следи основных из них можно отметить:
- высокий КПД (свыше 90%);
- незначительный перегрев двигателя при высоких нагрузках;
- длительный срок эксплуатации ввиду минимального трения;
- минимальная необходимость в техническом обслуживании;
- возможность плавного регулирования вращения;
- пожаро и взрывобезопасность, обусловленные отсутствием источника искрения.
Как и любая другая техническая система, бесколлекторный двигатель имеют свои недостатки:
- высокая стоимость вследствие применения дорогостоящих материалов и электроники;
- сложная система управления и контроля;
- выход из строя элементов электронной системы.
Бесколлекторные двигатели. Параметры выбора
К основным характеристикам БК-двигателей, влияющим на выбор той или иной его модели и модификации, можно отнести:
- режим работ (длительный либо кратковременный);
- максимальные значения силы тока и напряжения;
- мощность электродвигателя;
- электрическое сопротивление, напрямую влияющее на КПД устройства;
- показатель динамики двигателя (отношение числа оборотов к единице выдаваемого напряжения).
Бесколлекторный двигатель, как мы видим, представляет собой довольно сложный и дорогостоящий механизм. Тем не менее его свойства и эксплуатационные возможности определяют значительное превосходство над традиционными собратьями коллекторного типа.