О градусе политической борьбы в… батареях отопления
На ЖЭКи обрушился шквал звонков жителей: они требуют сделать батареи в квартирах горячими. По телефону коммунальщикам дают наказы «подогреть» воду в радиаторах и депутаты. Не задумываясь, что температуру теплоносителя задают на ТЭЦ, а СанПиН особо предусматривает, чтобы люди не обожглись о батареи и жестко нормирует лишь то, сколько градусов должно быть в помещении.
Пока горе-политики перед выборами в игры играют, работники ЖХК носятся с термометрами по многоэтажкам, проверяя, не мерзнет ли население. Вместо того чтобы решать реальные, а не придуманные проблемы.
Заместитель начальника ПТО Управляющей компании № 2 Валерий КАМЕНСКИЙ за последнюю неделю обошел более двадцати квартир. Их жители требуют сделать батареи в комнатах горячими. Мол, замерзаем. Или: «У соседа греет шибче, надо чтобы у меня было не хуже».
Каждую такую жалобу отрабатывает комиссия из трех специалистов: представителя управляющей компании, ЖЭКа и инженера. Спиртовым термометром в центре помещения в метре от пола замеряют температуру воздуха.
У коллег Валерия Викторовича счет таким заявкам уже пошел на сотни. К теплу народ потянуло неспроста: действующий депутат то есть человек не только уважаемый, но даже умный решил повысить градус политической борьбы. И популярно объяснил людям, что коммунальщики снова их обманывают, лишают законного права на горячие батареи. Для пущей важности помощники депутата делают звонки в ЖЭКи прямо из общественных приемных и громким голосом требуют повысить температуру радиаторов до нормы. Ни на секунду не задумываясь, что говорят откровенную глупость.
Как нам удалось выяснить, к температуре радиатора нормы не предъявляются. Постановления правительства РФ № 307 и № 354 о предоставлении коммунальных услуг устанавливают норматив исключительно к температуре воздуха в жилом помещении. Она должна быть не ниже плюс 18, в угловых комнатах не ниже 20 градусов.
Как же обеспечивают постоянство этих градусов в квартирах, несмотря на прихоти погоды? Ежегодно энергоснабжающие организации ТЭЦ и ОАО «ТЕВИС» устанавливают температурный график отопительного сезона и согласовывают его с органами местного самоуправления. В графике указывают, какой должна быть в зависимости от температуры наружного воздуха температура теплоносителя на ТЭЦ, теплоносителя, подающегося в дом и идущего обратно на ТЭЦ. Например, на этой неделе на улице было минус три. При этом ТЭЦ подавала теплоноситель 84-х градусов, в дома он поступал с температурой плюс 59, а возвращался на ТЭЦ с 48-ю градусами. Именно при соблюдении всех параметров температурного графика воздух в квартирах будет не ниже плюс 18 в любой мороз.
Но вот на температуру самих радиаторов влияет масса нюансов. Потому к ней предъявляют лишь одно требование: не выше 95 или 105 градусов в самые сильные холода чтобы люди не обожглись. Многое зависит от типа системы отопления. В Автозаводском районе в большинстве домов смонтирована однотрубная. При ней радиаторы последовательно, друг за другом, врезаются в единственную трубу. Теплоноситель, проходя через одну батарею, отдает 2-3 градуса, и уже с измененной температурой попадает в следующую. И так по цепочке до врезки в обратный трубопровод. При этом в первой батарее, на первом этаже, самая высокая температура. Но у тех, кто живет выше, нужный градус «добирают» за счет увеличения поверхности нагрева радиаторов. В итоге во всех квартирах одинаково тепло.
Это могут изменить лишь ухищрения соседей. Стоит им добавить несколько секций отопительного прибора, то есть увеличить его поверхность, и у живущих этажом выше батарея станет прохладнее. По сути, тепло своруют.
Итак, в разнице температуры радиаторов есть объективные причины. Но горожане пока предпочитают верить субъективным ощущениям: у него батарея теплее, а у меня холоднее. И кандидатам-депутатам, которые «горячую» тему успешно используют в предвыборной гонке, якобы открывая глаза общественности на беспредел коммунальщиков.
Тем временем работники ЖКХ лишь тихо вздыхают: «Обидно! Верят популистам, а не специалистам. И даже не своим собственным глазам: ведь ни в одной из квартир термометр не показал ниже 21 градуса».
Владимир КРАСНЕЦКИЙ
