Искусство как образ жизни
Заниматься любимым делом и получать за это хорошие деньги. Об этом мечтают многие. Но как сделать так, чтобы хобби переросло в профессию? Об этом расскажет художник Валерия Смирнова (инстаграм @lerasega)
Валерия, расскажите, как Вы начали заниматься живописью?
Я любила рисовать ещё с детства, сколько себя помню, у меня в руках всегда были карандаши и фломастеры. Потом была учеба в художественной школе. Затем – высшее образование в сфере искусства. По профессии я дизайнер одежды. Училась в Московском художественно-промышленном институте. А сейчас я графический дизайнер и художник.
Живопись всегда была моей отдушиной, когда случались сложные времена, и мне нужно было время, чтобы подумать и перезагрузиться. Рисование — это всегда как глоток свежего воздуха. Накопились эмоции – и мне тут же нужно выплеснуть их на холст. Это как своеобразная терапия. Думаю, многим будет полезно этому научиться. В дальнейшем я как раз планирую начать работать с людьми и проводить мастер-классы по арт-терапии. Я хочу доказать, что рисовать может каждый, для этого не обязательно иметь специальное образование. Творчество – это отличный способ перезагрузки, обновления для нашего сознания.
А на чем Вы специализируетесь?
В основном я пишу картины маслом и акрилом, мне близка экспрессия, абстракция. Сейчас стремлюсь пробовать новые для себя материалы и использовать смешанную технику. Я очень ограничена в выборе цветовой палитры, но это неспроста. Такое отторжение от цвета имеет философскую подоплеку. Ида и Пингала, Инь и Ян – противоположности всегда притягивали меня. Отметая всё лишнее, я оставляю чёрный — это сильный цвет, он заземлённый, уверенный, как мужчина. Белый — это что-то легкое, воздушное, ассоциируется у меня с девушкой. Поэтому я всегда творю в этих цветах, соединяя в своих картинах мужское и женское, создаю гармонию между ними.
Я пишу абстракцию. Этому стилю живописи в школе или институте не учат, поэтому я сама к этому пришла, долгой дорогой самообразования. В какой-то момент мне просто захотелось написать нечто непонятное, то, что было на душе, свои эмоции. Так получилась абстракция.
Что Вам больше всего нравится в живописи?
Больше всего мне нравится, что я улетаю мыслями во время создания картины. Я нахожусь в моменте, я чувствую каждое непроизвольное движение руки, я практически никогда не делаю специальных мазков, только если вижу, что чего-то не хватает или надо подтянуть композицию, а так я абсолютно искренне и неосознанно пишу, доверяя интуиции и, конечно же, опыту, который впитала за время образования и становления себя как художника. Я получаю большое удовольствие, когда сажусь за белый холст и не знаю, чем всё закончится, что именно будет изображено, но каждый раз получается что-то новое и интересное.
А живопись для вас — это хобби или бизнес?
Сначала живопись была для меня хобби, но потом постепенно люди вокруг начинали узнавать, что я занимаюсь не только графическим дизайном, но и пишу картины. Первым моим заказчикам была мама, она всегда поддерживала это мое увлечение. Потом друзья, близкие, и так все завертелось. Сейчас мне поступает от двух заказов в месяц, средний чек составляет 50 тысяч рублей. При этом мне часто приходят сообщения о том, как кого-то вдохновляют мои работы. И я этому рада даже больше, чем деньгам, потому что считаю, что именно для этого мы все творим, чтобы вдохновлять друг друга на что-то новое.
Какими своими достижениями Вы больше всего гордитесь?
В прошлом году меня пригласили быть сторонницей сообщества женщин-художников ArtsFemin, которое находится в Швейцарии. Это организация движения за свободу самовыражения в творчестве среди женщин-художниц. А летом будет проходить выставка, в которой я принимаю участие.
Что Вы думаете об арт-рынке в России и мире?
Я заметила, что наши художники часто используют вещи с барахолок, чтобы сделать из них нечто новое. Летом я была на одной такой выставке в музее современного искусства. Но мне стало плохо от запаха старых вещей, в музее пахло сэконд-хэндом. В итоге я вышла оттуда не в лучшем настроении. Я уверена, что люди приходят на выставки, чтобы наполниться, получить вдохновение, а здесь произошел обратный эффект.
Я не совсем понимаю идею делать современное искусство из старых вещей. Почему бы не взять современные, инновационные материалы? Или, например, переплавить старое и сделать из этого новое, как поступают люксовые бренды? Из остатков ткани, кожи, молний, сколов посуды, пуговиц и другого материала Hermès, например, в своей линейке petit h создает предметы мебели. Кроме того, это ещё хороший способ помочь нашей планете, позаботиться об экологии.
Талантливые художники есть и в Европе, и у нас. Однако в нашей стране сложно продвигать современное искусство, зритель ещё не до конца понимает, что это такое и зачем. Люди в России плохо разбираются в живописи, у нас более престижно учиться на финансиста, чем на художника, но я уверена, что скоро все измениться.
Какие профессиональные цели Вы перед собой ставите?
Главная цель — выйти на международный рынок и участвовать в самых крупных аукционах мира искусства.
Также планирую работать с людьми, проводить мастер классы по арт-терапии, где каждый сможет выразить себя, раскрепоститься и, отбросив страхи, творить, как ребёнок, забывая о повседневных проблемах.