Целостность, последовательность и структурированность – главная ценность собрания фарфора Е. Н. Батуриной
Коллекция русского императорского фарфора Е. Н. Батуриной получила высочайшую оценку ведущих искусствоведов крупнейших музеев Москвы и Санкт-Петербурга, российских и иностранных экспертов, академиков и профессоров искусствознания. Презентация каталога «Война и мир в русском фарфоре из собрания Е. Н. Батуриной» с описанием 1500 предметов – части собрания, которое содержит свыше 2000 произведений искусства – прошла в Москве. 500 уникальных фарфоровых предметов, которых нет ни в одной частной или музейной коллекции, представляют собой особую ценность.
Обозначенная экспертами приблизительная стоимость коллекции может превышать 250 миллионов долларов. Несмотря на несомненную и внушительную материальную ценность собрания русского и европейского фарфора госпожи Батуриной, оно имеет прежде всего исключительную историческую, художественную, культурную и искусствоведческую ценность, обладая структурированностью, последовательностью и целостностью, отметила Наталия Сиповская, доктор искусствоведения, директор Государственного института искусствознания. Она считает, что по своему количественному и качественному составу коллекция масштабна и грандиозна.
«СЛАВА. Русский императорский фарфор: вещи поднесения», «ВОЙНА. Предметы с росписью военными фигурами» и «МИР. Парадный фарфор русского стола» – каждый из трех томов каталога имеет определенную тематику и соответствующее название. Отражая исторический и художественный контекст, описания предметов в нем охватывают все значительные явления в истории русского фарфора.
Восстанавливая даты создания произведений по архивным источникам, наполняя каталог уникальными фото и текстовыми материалами (свыше 1200 графических источников, 800 архивных свидетельств, более 300 имен заказчиков и первых владельцев), семь лет над изданием работали более 100 специалистов. Впервые в каталоге представлены около 50 проектов оригинальных эскизов росписи и форм.
Елене Батуриной удалось собрать самую крупную из когда-либо созданных частных коллекций русского императорского фарфора в мире, подтверждает каталог. Издание уже передано в искусствоведческие образовательные учреждения, а также фонды крупнейших библиотек и музеев России и мира.
Джоном Боултом, создателем и директором Института современной русской культуры при Университете Южной Каролины, и Николеттой Мислер, профессором Университета востока Л’Ориентале, руководителем центра по изучению русского искусства при Л’Ориентале был подготовлен для участников презентации доклад, в котором каталогу и коллекции Елены Батуриной были даны высокие оценки.
Присутствовавшие на мероприятии профессионалы согласились с мнением коллег. Это Ираида Ботт, заместитель директора по научной и просветительской работе музея-заповедника «Царское Село»; Игорь Духан, профессор и заведующий кафедрой искусства Белорусского государственного университета, доктор философских наук, член Европейского общества культуры и Академии архитектуры; Сергей Авдонин, директор государственного музея «Останкино и Кусково»; Хазар Зейналов, искусствовед, заместитель директора Института архитектуры и искусства, доцент Института истории искусств Национальной академии наук Азербайджана; Пьер-Кристиан Броше, куратор направления «Современное искусство» в Школе дизайна и руководитель юнита HSE MUSEUMS LAB в Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ, коллекционер и организатор выставок современного искусства.
Источник фотографии: изображение от Freepik