Легко ли быть коммунальщиком
Об этом мы беседовали с генеральным директором Управляющей компании № 2 Александром Стряпчевым.
– Александр Юрьевич, квартплата растет, а качество услуг не улучшается – это, наверное, основная претензия к работникам ЖКХ. Как, на ваш взгляд, можно решить эту проблему?
– Эту проблему не можно, а нужно решать. Но не только методом регулирования тарифов и улучшения качества коммунальных услуг, а прежде всего изменением отношения собственников к своему жилью. Помните профессора Преображенского: «Разруха не в клозетах, а в головах».
Конечно, тарифы нужно удерживать на уровне, доступном для населения, а услуги управляющих компаний должны быть удовлетворительными. Однако есть еще один момент, на который необходимо обратить внимание: говоря о росте цен на услуги ЖКХ, вы имеете в виду общую сумму, которую платит потребитель. Но она – результат сложения нескольких составляющих, в том числе платы за электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение. И именно плата за эти услуги дает тот самый рост общей стоимости квартплаты, о котором вы говорите. Для примера, тариф на содержание, который устанавливают управляющие компании, в год растет в среднем на 6 процентов, что гораздо ниже уровня инфляции, а рост тарифов естественных монополий – энергоснабжающих организаций, работающих по расценкам, которые устанавливает государство, – растет на 12-15 процентов в год.
Поднимите свои квитанции за последние несколько лет и обратите внимание не на общую сумму квартплаты, а на то, как менялись тарифы на услуги управляющих компаний и услуги энергоснабжающих организаций. И убедитесь, что виновники повышения стоимости услуг ЖКХ вовсе не управляющие компании. Но повлиять на тарифы, которые устанавливает государство для энергоснабжающих организаций, мы не можем.
– Но если я правильно понимаю, сейчас управляющие компании должны согласовывать свои тарифы с собственниками? Обсуждать, за что и сколько они платят.
– Да, и мы готовы рассматривать эти вопросы. Однако и собственники жилья также должны быть готовы к разумному подходу в обсуждении этой темы. Не так давно люди осознали, что они стали хозяевами своих многоквартирных домов. Но быть хозяином не означает только качать права. Люди должны понимать, что прежде чем требовать снижения тарифа на содержание, нужно разобраться, к чему приведет такое снижение.
Почему-то все стали думать, что управлять коммунальным хозяйством просто. Каждый второй стал рассуждать об эффективности управляющих компаний. Человек выходит в подъезд, видит, что в нем чисто, и ему кажется, что этого результата достичь элементарно просто. Но за такими простыми вещами, как порядок в подъезде, содержание внутридомовых сетей, своевременный вывоз мусора и многое другое, стоит ежедневный кропотливый труд многих сотрудников управляющих компаний, который необходимо грамотно организовать и за который надо достойно платить.
Поэтому, обсуждая с управляющей компанией возможность снижения стоимости ее услуг, нужно прислушиваться к тому, что говорят специалисты. Ведь, чтобы резко снизить цену, придется чем-то пожертвовать. А чем? Зарплатой дворников или бухгалтеров или, может быть, мусор будем вывозить реже? Потому что качеством услуг управляющие компании жертвовать не могут, так как есть нормативы содержания и мы обязаны им следовать. За этим следят не только наши клиенты, но и надзорные инстанции. Вообще, надо сказать, что управляющие компании проверяют так, как не проверяют, наверное, никакие другие бизнес-структуры. У нас не так много возможностей оптимизировать тот бюджет, который мы расходуем на содержание жилого фонда. Это миф, что у нас на счетах оседают какие-то гигантские суммы денег, растиражированный недоброжелателями и вводящий в заблуждение жителей. Средства, которые оплачивают собственники по квитанциям за воду, тепло и электричество, идут через управляющие компании транзитом к поставщикам. И если кто-то думает, что управление жилым фондом – сверхприбыльный бизнес, смею вас уверить, что это не так.
– Вы правы, многие так думают. Наверное, поэтому все чаще появляются новые управляющие компании, которые раздают людям какие-то невероятные обещания. Кто-то клянется снизить цену услуг по содержанию чуть ли не вдвое. Кто-то говорит, что в считанные месяцы приведет дома в порядок.
– Во всем Тольятти я еще не видел ни одного старого жилого дома, который бы каким-то чудесным образом за считанные месяцы стал бы как новый. Даже в тех домах, где за счет бюджетных средств прошел капитальный ремонт – а это большие деньги, – были проблемы. Потому что законодатели, придумавшие действующие законы в сфере ЖКХ, заложили в них такие механизмы, которые не помогают улучшать состояние жилого фонда, а мешают этому.
Вот, например, решение о начале капитального ремонта, как и многие другие решения, должно приниматься только после того, как не менее 70% собственников жилья в доме дадут на это свое согласие. Но это же практически невозможно. Представьте: сотни людей должны договориться о том, что чинить в первую очередь – крыши или подвалы. При этом они не слышат того, что им советует управляющая компания, потому что часто настроены против нее.
За это нужно поблагодарить СМИ, объяснившие людям, что они вправе что-то требовать, но средства массовой информации не рассказали, как это делать грамотно, чтобы не навредить прежде всего самим себе. И еще забыли сказать, что собственник – это не только тот, кто может требовать, но и тот, кто должен нести ответственность. Достичь эффекта, который сулят появившиеся ниоткуда новые управляющие компании, можно. Но на это уйдет много времени. И для этого вовсе не обязательно менять управляющую компанию. Старый друг лучше новых двух. На то, чтобы поменять управляющую компанию, уходит время, и не факт, что в итоге люди получат лучшее управление. Чаще всего, когда на смену старой УК приходит новая, наобещавшая с три короба и небо в алмазах, ситуация в доме не только не улучшается, но становится хуже. Появляются двойные счета, новая управляющая компания не может грамотно заключить договоры с энергоснабжающими организациями, идут суды, ссорятся соседи. В результате, вместо того чтобы объединиться для решения проблем дома, собственники враждуют. Тогда как существуют законные способы решения проблем – на общем собрание собственников, совместно со своей управляющей компанией можно и вопрос решить по ремонту решить, и прийти к согласованному решению по поводу должников, которые есть в каждом доме.
– Для того чтобы люди могли сделать осознанный выбор в пользу той или иной компании, нужно, чтобы они владели информацией. Вы можете рассказать, что сделано вашей УК в этом году? Что предстоит сделать в будущем?
– Мы знаем, что жителям многоэтажек хотелось бы видеть красивые, отремонтированные подъезды, но, к сожалению, в наших домах есть проблемы, требующие решения в первую очередь. В этом году мы закончили работу по оприбориванию жилого фонда. Благодаря этому часть домов получила существенную экономию, которую можно потратить на нужды дома. Мы активно вели работу по инженерным сетям, для того чтобы уменьшить количество протечек в квартирах и подъездах.
Как известно, сезон дождей был продолжительным, поэтому была проделана серьезная работа по кровле и заделке швов. Ремонтировать пришлось больше, чем планировалось, но мы хотим улучшить ситуацию с внутридомовыми коммуникациями и тратим на это средства текущего ремонта и содержания. Кто разбирается в коммуналке, может понять, какое это имеет значение для продолжительности жизни домов. Это трудная и незаметная для жителей работа, но если ее вовремя не сделать, мало не покажется. Запланированы работы по благоустройству, мы начали активно заниматься обвалкой старых деревьев, представляющих опасность. На самом деле этим должна заниматься мэрия, но мы ее так и не дождались, поэтому стали сами избавляться от аварийно-опасных деревьев, высаживать новые. В будущем будем проводить озеленение во дворах, активнее работать с внутридворовой территорией.
– А разве это не мэрия должна делать? Насколько известно, в этом году проходил конкурс на содержание мест общего пользования.
– Обслуживание муниципальных территорий действительно проводится за счет бюджетных средств. В этом году договоры с управляющими компаниями по содержанию этих территорий не были заключены, многие УК обслуживали их бесплатно, ведь эти территории примыкают к нашим домам. В августе был проведен аукцион, его выиграла компания, предложившая самую низкую, но абсолютно несообразную затратам цену. Позже эти «победители» стали искать субподрядчиков, готовых за мизерные деньги выполнять работу. Насколько я знаю, сейчас повсеместно возникают недовольства жителей на эту тему. Проблема была изначально заложена в условиях аукциона. Возможно, это не самая правильная форма конкурса в таких случаях. Мы всегда готовы обсуждать цену за работу, но когда цена падает ниже планки, позволяющей ее качественно выполнить, мы от нее отказываемся.
– Что бы вы хотели сказать жителям домов, которые находятся в управлении УК № 2?
– Главное, что хочу сказать: мы открыты для диалога с теми, кто действительно хочет решать проблемы своих домов. Приходите в нашу компанию, звоните, будем работать вместе, ведь цель у нас общая: тепло и уют в квартирах, чистота и благоустроенность во дворах.
Олег Меркулович
Источник: «Тольяттинский Навигатор»