Главная > Интервью и комментарии Образование

Татьяна Леснякова: «Дети – это не соседи по квартире!»

9 октября, 17:08 Образование

В сентябре департамент образования мэрии Тольятти возглавила Татьяна Леснякова. Естественно, что с ее появлением многие связывают определенные ожидания: перемен в профессиональной среде и в образовательной политике города.

– Татьяна Ивановна, первый вопрос скорее личный: а зачем вам эта должность, вы же были директором 46-й школы и, насколько я знаю, работа вас устраивала?

– Меня все устраивало в школе, но поступило предложение от Сергея Андреева, и это было огромным доверием ко мне. А согласилась я потому, что снизу нам всегда кажется, что мы знаем, как должно быть наверху, а когда тебе говорят – возьми и делай, тогда все меняется.

– Так наверху взгляд поменялся?

– Наверху стало ясно, что последние четыре года Тольятти жил с небольшой скоростью развития. Образование – это такая отрасль: если ты не бежишь, значит уже стоишь. Постоянно возникают новые идеи, меняется законодательство, то есть очень многое меняется в существующем порядке, и этим надо заниматься. В Тольятти лучшее по качеству образование в Самарской области, эту марку не хотелось бы терять.

– А сегодня образование развивается?

– Сегодня школы самостоятельно разрабатывают образовательные программы. Это огромный труд, в этот процесс включились все школы. В первый год на долю учителей выпали невероятные трудности, но сегодня уже видны положительные результаты. Например, стало легче учиться первоклассникам. Как правило, к концу первого полугода обучения у большинства первоклассников наблюдались школьная усталость, высокая утомляемость. Родители говорили, что ребенок отказывается идти в школу, устал и хочет вернуться в садик. Сегодня на 15 процентов эти негативные моменты снизились именно благодаря тем образовательным программам, которые были разработаны в школах.

– В процессе обучения должны принимать участие и родители…

– Мы стараемся сделать так, чтобы родители не относились к школе как к инкубатору: привели ребенка, после продленки забрали – и на этом их участие в образовательном процессе закончилось. Сегодня поступает много жалоб от родителей: почему во время продленки не выполняются домашние задания? И таким родителям мне хотелось бы сказать, что словосочетание «домашнее задание» состоит из двух слов – «домашнее» и «задание». А если родители не будут знать, чему и как учится их ребенок, с кем он общается, какие у него проблемы в школе, то ребенок перестанет быть таковым и превратится в маленького соседа по квартире.

– У родителей есть еще много вопросов, например, хотелось бы узнать, почему так называемые «трудные» предметы – математику и физику – в некоторых школах ставят шестым или даже седьмым уроком?

– Существуют определенные требования, и каждый предмет имеет свой коэффициент трудности, по которому он должен располагаться в расписании. Также нужно понимать, что дни недели тоже разные – понедельник не должен быть загруженным, так же как пятница и суббота, а вот наибольшая нагрузка приходится на среду. Этот вариант считается идеальным, и его должны придерживаться все школы. А что касается шестого-седьмого урока математики, то это смотря в каком классе – если в пятом, то это плохо, а если в одиннадцатом, то имеет место быть, тем более если этот класс профильный.

– Если родителей все же не устраивает расписание, они могут на него как-то повлиять?

– Конечно, нужно задать вопрос руководству школы. Повторюсь еще раз, мы все участники образовательного процесса – и ученики, и учителя, и родители.

– Как сегодня обстоят дела с учебниками, родители обязаны их покупать?

– Приобретение учебных пособий у нас обеспечивается из региональных средств и не покрывает полную потребность. В первую очередь бесплатными учебниками обеспечиваются семьи, которые относятся к категории малообеспеченных. Здесь идет специальная работа библиотекарей, классных руководителей, администрации школы. Дальше все происходит в зависимости от средств, но обеспечить всех бесплатными учебниками, к сожалению, не удается. Часто задают вопросы относительно начальной школы, мол, родители вынуждены тратить баснословные деньги.

Позиция департамента здесь такая – учебники надо разделять на учебные пособия, которые закупаются на средства регионального бюджета, и тетради на печатной основе, разовые учебные пособия, которые должны приобретаться за счет родителей. Отдельно нужно сказать про учебные пособия по иностранному языку. Сегодня существует достаточно большое количество учебных пособий, которые рекомендованы к применению. Школа в этом случае не закупает какое-то одно пособие, и это рационально, потому что проходит время, и появляется более новое и качественное учебное пособие. Поэтому родителям и приходится иногда покупать учебники по английскому языку.

– А что делать с так называемыми школьными поборами, ведь ни для кого не секрет, что школы требуют деньги на ремонт, на какие-то дополнительные услуги. Причем те средства, которые поступают из бюджета, еще как-то контролируются, а как контролировать те финансовые потоки, которые идут от родителей?

– Слово «поборы» унизительно и неправильно и по отношению к школе, и по отношению к родителям. Все мы заинтересованы в том, чтобы наши дети учились в отремонтированных классах, сидели за новыми партами. Но средств бюджета на все нужды катастрофически не хватает, так, в прошлом учебном году на приобретение оборудования и школьной мебели средства не выделялись. Руководители образовательных учреждений обращаются к родителям учеников с просьбой о финансовой поддержке ремонта учебных кабинетов и приобретения парт. Уважаемые родители, будьте активнее, участвуйте не только в учебе своих детей, но и во внеклассной жизни. Потому что проверить, куда и как тратятся ваши деньги, – это элементарно. И конечно, не надо забывать о роли родительских комитетов. Вы вправе потребовать отчета о расходовании родительских средств. Если у вас есть сомнения в том, что какие-то собранные средства были использованы не по назначению, организуйте все сами. Во многих школах родители сами договариваются об экскурсиях, о других мероприятиях, самостоятельно приобретают необходимое оборудование, договариваются о сроках, скидках. И если к этой работе учитель не будет иметь отношения, то всем будет лучше. Я считаю, что учитель не должен брать в руки родительские деньги.

Савва Раводин
Источник: «Тольяттинский Навигатор»