Как в Тольятти утилизируют автомобили. Часть 1
Подумать только – в нынешнем году именно в Международный женский день российские власти начали реализацию вполне даже отличного подарка для всех мужчин. В стране по образу и подобию западных аналогов появилась своя программа утилизации старых автомобилей.
Простая, вроде бы, система: привозишь старый, уже отбегавший свое автомобиль дилеру, сдаешь его «под пресс», радостно получаешь приличную скидку на новое авто, на котором счастливый покидаешь стены автоцентра. Да только, как и во многих подобных проектах, реализуемых в нашей стране, такая «гладкость» имеет место быть только в теории.
А вот вам и реальная практика. 9 марта на сайте главного идеолога этого проекта Алексея Рахманова появился небольшой, но очень красочный отчет одного тольяттинца, попытавшегося сдать в утиль свой автомобиль. Уже во второй день действия программы (и в первый рабочий после праздников) он устремился в главный «магазин автомобилей» в Тольятти – спецавтоцентр ВАЗа «Жигули». Его впечатления свелись к следующему: по-советски выглядящие тетеньки-менеджеры обслуживают толпу из полусотни клиентов также по-советски – долго и по-хамски. В конце концов выясняется, что сам центр не только не принимает автомобили в утиль, но еще и навязывает свою продукцию взамен автохлама. Альтернативы не предлагается. Вывод: алгоритм, разработанный правительством, не работает. Такова ли ситуация на самом деле?
Чтобы все это выяснить, легче всего совершить визит в те самые «Жигули». Причем не с удостоверением журналиста и умными вопросами, а в роли самого обычного клиента.
Итак, на часах 13.15, послеобеденное время. В голове заранее придуманная легенда: якобы я – молодой водитель, которому от папы досталась «шестерка» 1997 года. Не так давно услышал по радио что-то про новую программу. После чего подумал сдать «шаху» в утиль и взамен купить автомобиль посовременнее и, да простят меня патриоты российских авто, возможно, даже с иностранным происхождением.
Еще на подходе к автоцентру замечаю рядом стоящее здание с огромной вывеской «Пункт приема автомобилей на утилизацию», а за ней стоянку. В одном ряду стоят новенькие «Лады», а в другом – старенькие. Пошарканные, потрепанные и местами проржавевшие «шестерки», «копейки» и «Оки». «Ну вот, – думаю я про себя. – А программа-то заработала!» На двери здания с вывеской замечаю объявление о том, что заявку на прием автомобиля в утиль можно оформить у администратора автоцентра. Включаю диктофон, кладу его в карман и, вспоминая «легенду» и интересующие меня вопросы, иду к дверям «Жигулей», по пути ловя себя на мысли, что многие из его клиентов, судя по припаркованным авто, приехали сюда, именно чтобы сдать свою «старушку».
Внутри большого помещения автоцентра сразу же замечаю стенд с информацией. На нем цены автомобилей с учетом утилизационной скидки, цветные схемы и картинки, объясняющие суть программы, несколько копий официальных бумаг. То есть при желании со всей информацией можно ознакомиться на стенде. Мы же пойдем другим путем. Включаю дурачка и направляюсь к столу, где две работницы салона оформляют предварительные заявки. Пока одна из них делает копии водительских документов клиента, я пытаюсь задать ей вопросы:
– Молодой человек, давайте по порядку. Вас здесь вон сколько, а мы вдвоем всего, сейчас чего-нибудь напутаем, потом проблем не оберешься, – говорит дежурящая у ксерокса вершительница «утилизационных судеб».
Ну хорошо, можно и подождать. Понять ее тоже можно: в салоне в послеобеденное время около полутора десятков желающих сдать автохлам, и все задают вопросы. И пусть это не те 50 – 60 человек, которые упоминались в интернет-комментариях, но, тем не менее, людей в салоне меньше не становится. Бланки заявок на моих глазах множатся и тут же разбираются потенциальными клиентами. А я наблюдаю, как очередной автолюбитель пытается с помощью государственной программы стать обладателем новенькой «Приоры».
– Долго здесь своей очереди ждете? – спрашиваю я его.
– Да нет, приехал часов в 12, попал на обед, через час заехал снова и вот оформляюсь, – рассказывает мне мужчина. В это время его потрепанные от времени документы на автомобиль, а также паспорт и водительские удостоверения аккуратно ксерятся, а менеджер проверяет правильность заполнения заявки.
– А когда можно будет машину-то сдать и новую забрать?
– Не знаем пока, ваши данные мы записали, как только новый автомобиль по заявке доставят – мы вам позвоним.
Странное дело, думаю я про себя. В стране кризис, товарные площадки заставлены автомобилями, топ-менеджеры Волжского автомобильного пытаются всеми правдами и неправдами стимулировать спрос, а тут автомобили по заявке… Неужели нет в наличии?
На оформление каждого клиента у поднаторевшей на этом деле за несколько дней администраторши уходит минут пять. Еще столько же времени у самого клиента уходит на заполнении несложной заявки. В ней – паспортные данные, данные сдаваемого автомобиля и того, на который будет производиться обмен. Заполненные документы скрепляются степлером и аккуратно складываются в сторонку. Поэтому живая очередь двигается достаточно быстро и скоро доходит до меня.
Объясняю придуманную получасом тому назад жизненную ситуацию. Меня выслушивают и подсказывают, как проходит процедура. Смущает только две вещи. Первая: ни один вопрос о сроках, за которые мой автомобиль будет утилизирован и взамен выдан новый, не получил своего ответа. Все сводилось к стандартной фразе: «Мы вам перезвоним». И второй момент: новый автомобиль после сдачи старого можно приобрести только в том центре, где автомобиль и сдается. То есть, сдавая старую «шестерку» в «Жигулях», новый «рено логан», допустим, приобрести по этой программе уже не удастся. «Для этого уже придется ехать в салон «Рено» и договариваться об утилизации вашего старого автомобиля там», – уточняют мне в салоне.
Интересно, способны ли дилеры иностранных автомобильных брендов работать оперативнее и результативнее тольяттинского автогиганта? Ответ на этот вопрос мы постараемся получить в ближайшее время, нанеся визит в один из дилерских центров основных рыночных конкурентов Волжского автозавода.