«Взгляни: под отдаленным сводом…»
Победой стихии закончился вчерашний Гала-концерт тольяттинского музыкального фестиваля «Классика над Волгой».
Луна гуляла по небосводу недолго. И даже страстная «Песня молодого цыгана» из оперы «Алеко», исполняемая солистом самарской оперы уже не с оркестром, а лишь под синтезатор, за которым мужественно сопротивлялся дождю юное дарование, пианист и дирижер Максим Емельянычев, ученик Геннадия Рождественского, не наколдовала улучшения погоды…
А народищу собралось – более тысячи желающих услышать Молодежный симфонический оркестр Поволжья. И, разумеется, солистов мирового уровня – Павла Кудинова и Тамару Кливаденко, некогда прошедших свое базовое музыкальное образование в Тольятти. Весь лес вдоль узкой дороги от Портпоселка в брошенных машинах, как гигантских грибах: у базы отдыха «Волна», где происходило действо, парковка не предусматривает такого наплыва гостей, и народ спускался к Волге уже пешком. У проходящих спрашивали «лишнего билетика». По входным билетам люди стояли в проходах, настолько оказалась сильна тяга тольяттинцев к прекрасному…
Приехал мэр города, вручил главному дирижеру Анатолию Левину, а также профессору, руководителю Национального симфонического оркестра Узбекистана Владимиру Неймеру, и Максиму Емельянычеву, и директору оркестра Лидии Семеновой, и солистам-вокалистам благодарственные письма. Благодарность заслуженная: в такое непростое время безоглядно дарить людям такие искренние эмоции, так радовать и вдохновлять – это под силу только большим талантам с добрыми открытыми сердцами. А МСО, уж так сложилось, так повелось, всегда был, есть и остается аккумулятором творческого единения музыкантов разных возрастов и национальностей, притягивающим все новых и новых поклонников. И такой удачный, яркий, сильный проект должен быть и далее всесторонне поддержан на том уровне, который был изначально задан. А иначе грош цена всей хваленой тольяттинской культуре.
… А воздух все свежел. За пультом Максим Емельянычев. Россини, увертюра к «Сороке-воровке». Forte нарастает, и на последних аккордах гремит гром. Небо чернеет, молнии, ветер! Сначала просто посыпалась водяная пыль, народ закутался в припасенные пледы и кофты, но вскоре тент уже не спасал: музыканты мокрые, зрители мокрые, электрика искрит… В каком-то порыве организаторы пытались еще продолжать концерт, делали перерывы и снова рассаживали оркестрантов ну, не может же дождь такой силы идти бесконечно! Только вот нежные инструменты от такой агрессивной влаги не спрячешь, а они у ребят недешевые… Кто-то нервно смеялся, кто-то готов был зарыдать…
И все-таки еще успели исполнить несколько фрагментов и арий из опер Доницетти, Чайковского… «Мой час настал…» ария Иоанны из «Орлеанской девы» в исполнении Кливаденко под всполохи и раскаты звучала сильно и жутко…Затем роскошный бас Павла Кудинова в страстной каватине Алеко заставил всех ненадолго забыть о буре. И Неймер что-то говорил о неожиданной для него, человека из Узбекистана, поэтике ситуации, и оркестр было заиграл жизнеутверждающую мелодию из старого фильма «Эти необыкновенные мужчины на своих летательных аппаратах»…
И вдруг порыв ветра страшной силы словно всех разметал. Партии разлетелись, как белые чайки, экраны замигали и погасли. Девочки, пряча инструменты в складках юбок, кинулись бежать, а мальчишки их пиджаками укрывают и свои инструменты тоже пытаются спасти…
Прекрасная идея – музыка, широко звучащая над Волгой. Вечер накануне, кстати, когда звучала оперная и симфоническая музыка Мусоргского, а потом оркестр сменили джазмены Крамер и братья Бриль, удался во всех отношениях. Но вот уже второй раз стихия вмешивается почему-то именно в Гала-концерт фестиваля: год назад в тот день был страшный холод, и тогда тоже пострадали инструменты и здоровье музыкантов. Не хочется мистифицировать, но невольно призадумаешься! Все-таки, когда речь идет не о музицировании на лужайке, а о тысячном концерте, все же следует подумать о возможных превратностях нашего климата более основательно. Чай, не в Узбекистане живем.
Михаил Мишин