Александр Дроботов: Демократия в Тольятти не пострадает
Во многих муниципалитетах Самарской области идет реформирование системы местного самоуправления. Речь идет об избрании главы из числа депутатов и назначении сити-менеджеров, ответственных за работу исполнительного органа власти. К такому варианту перешли уже примерно половина поселений, три городских округа и три района. Тольятти пока остается в стороне от этого процесса. В то же время обсуждения уже начались в думе и за ее стенами. Об этом мы поговорили с Александром Дроботовым.
— Александр Николаевич, вы в течение 15 лет возглавляли Думу Тольятти, хорошо знаете все нюансы взаимоотношений между представительной и исполнительной ветвями власти. Что вы думаете о необходимости внесения изменений в устав г.о. Тольятти нормы, связанной с выборами главы местного самоуправления из числа депутатов и назначении по контракту главы исполнительной власти?
— Будучи руководителем думы, я имел возможность видеть все варианты организации местного самоуправления на местах. Еще года два-три назад я с удивлением отмечал, что наиболее успешные города Тюмень, там построена цивилизация на порядок выше тольяттинской, Пермь, там освоены передовые методы оказания медицинской помощи населению, много других городов работают по варианту, когда глава возглавляет исполнительную власть и нанимается по контракту. Сравнивая опыт, который накопился у нас в управлении городом, с тем опытом, который есть в Тюмени, наш проигрывает по всем статьям.
— Может быть это связано с тем, что Тюмень это особая территория, там другие деньги?
— Дело не только в этом. Каждые четыре года городское сообщество Тольятти буквально проходит процедуру разобщения, поляризации отношений к тому или иному кандидату на пост главы местного самоуправления. Общество погружается в раздрай, и это касается не только политических и бизнес-элит, в конфликты втягиваются коллективы. Потом года два-три остается ощущение этого раздрая. Едва ситуация успокаивается, как наступает время новых выборов, и все начинается сначала. Этот фактор практически не действует при выборах депутатов и главы местного самоуправления из числа депутатов.
Далее. Сам характер властных отношений при действующей системе выборов подразумевает нарастающий или затухающий время от времени конфликт между исполнительной и представительной властью. Конечно, разность позиций должна быть, в этом заключается система сдержек и противовесов: у первой ветви есть все возможности, чтобы исполнять бюджет, распоряжаться деньгами, у второй контролировать это исполнение. Но противостояние сходит на нет, если глава местного самоуправления избирается из числа депутатов, а руководителя мэрии нанимают по контракту.
При новой схеме выстраиваются деловые отношения у исполнительной власти с представительным органом.
— Я как раз хотела задать вам вопрос: какие преимущества сулит новая система управления городом?
— Наемный руководитель городской администрации вплотную приближен к земле, без показушных публичных штучек. Непосредственными выразителями воли народа являются депутаты. Это их миссия. Они знают положение дел на территории, настроения людей, какие требования предъявляются к городскому руководству. Но изменить ситуацию не всегда могут. Пример утверждение расходов на благоустройство округов. Каждый год при утверждении бюджета депутаты настаивают на выделении средств, среди больших городов Поволжья Тольятти самый неблагоустроенный. И это единственная сумма, которая идет напрямую на благоустройство дворов, скверов, детских площадок, проходит через такие перипетии. Депутаты каждый раз доказывают необходимость таких расходов, а мэрия каждый раз пытается уклониться. Необъяснимое явление. Мэр избранный слишком высоко находится. А стоящим под ним структурам все равно, что о них подумает народ.
Мое мнение: все, что связано с волеизъявлением народа, политической жизнью можно с чистой совестью оставить депутатам, которые будут играть более весомую роль при формировании бюджета, транслировать, куда целесообразнее потратить деньги. Мэрия при этом варианте будет прислушиваться к депутатам более внимательно, чем сейчас.
— Наверняка несогласные заявят, что отказ от прямых выборов мэра это удар по демократии. Тольяттинцы лишатся возможности влияния на человека, который будет руководить городом. Разделяете ли вы это мнение?
— Нет, не разделяю. Это равноправная форма из трех форм, прописанных в Федеральном законе «Об основах организации местного самоуправления».
Народ как источник власти участвует в выборах, выбирая депутатов, наделяет их властью. Депутаты избирают из своего состава главу местного самоуправления, который возглавляет представительную власть. У этого главы фактически полномочия председателя думы. Он обязан создать комиссию, которая представит ему кандидатуру сити-менеджера главы администрации. И выставить эту кандидатуру потом на утверждение думы. Демократия не пострадает.
— В этом случае усиливается влияние представительной власти.
— Да. И от этого выигрывает рядовой избиратель. Попасть на прием к мэру всегда было очень сложно, а к депутату всегда было проще. Но если депутат раньше говорил: «Я не могу решить тот или иной вопрос, так как есть мэр, а у меня ограниченные полномочия», то после внесения изменений в устав и перехода на новую форму управления городом депутат уже не сможет так отвечать. Депутаты через думу смогут рекомендовать мэрии это делать. Проигрывает только одно ощущение, что мы раз в четыре года имеем право сказать «да» или «нет» конкретной персоне, выдвинувшейся в мэры.
Давайте посмотрим на обсуждаемый вопрос с другой стороны. У Тольятти есть печальный опыт, когда город вообще остался без мэра. И было никак не возможно исправить ситуацию. С наемным руководителем администрации можно принимать оперативные решения.
— Не секрет, что сегодня у избирателей нет механизма отзыва мэра. Эту норму только собираются внести в устав г.о. Тольятти. И получается, что, если жители недовольны градоначальником, им все равно приходится ждать, пока истечет срок его полномочий. И по этому тоже надо менять систему управления городом. Вы разделяете эту точку зрения?
— Да, разделяю. Я на своей шкуре почувствовал отсутствие мэра в период известных событий с Уткиным. Или взять ситуацию в Самаре, когда там мэром был Виктор Тархов. У него не сложились отношения с губернатором, а в результате городу было сложно получить средства на ремонт дорог, капремонт жилого фонда, он не участвовал в большом количестве программ. Из-за амбиций главы местного самоуправления, жителям приходилось терпеть множество неудобств.
— Я так понимаю, если будет нанятый глава исполнительной власти, то распрощаться с ним, как не справившимся с работой, будет намного проще?
— У него будут, конечно, гарантии контракт будет заключаться на срок избрания представительного органа. Но если работа мэрии действительно будет завалена, то расторгнуть контракт, я думаю, не составит большого труда. Этот вариант возможен без той тяжелейшей процедуры, которая сейчас присутствует по отзыву мэра.
— Как бы думаете, Александр Николаевич, переход на систему с назначением сити-менеджера может повысить эффективность работы чиновников?
— Конечно. Чувство ответственности, как бы мы ни пытались от него абстрагироваться, это самый главный стимул в работе. И потом. В стране наработан большой положительный опыт крупных городов, которые перешли на новую форму управления. И никто не отказался. Тольятти следует изучить этот опыт, извлечь из него самые ценные уроки.
— Как правило, избирательные кампании всегда дорого стоят, в том числе выборы мэра обходится недешево для бюджета…
— Здесь все понятно, тема, что называется, лежит на поверхности. Выборы мэра, а тем более если человек хочет сохранить за собой пост, это очень дорогая вещь. И для бюджета, и для всех ее участников. Каждый претендент опирается на десятки сторонников, тех, кто участвует в финансировании кампании. В городе Тольятти это сотни миллионов рублей.
— Но вы же не станете отрицать, что отказ от прямых выборов мэра приведет к тому, что депутатский мандат станет дороже?
— Может быть, это повлияет на стоимость выборов депутатского корпуса, но незначительно. Вы же знаете, что депутаты Думы г.о. Тольятти избираются по смешанной схеме половина по одномандатным округам, другая по партийным спискам. И если кандидаты одномандатники могут потратить на выборы определенную сумму, указанную в законе, то от партий депутатами могут быть избраны представители народа, вот как сейчас произошло. В нашей думе есть депутаты от «Единой России», КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР и правые силы. Это существенным образом умиротворяет политическую ситуацию. Не зря Президент РФ в своем Послании говорил о поправках, которые бы предусматривали смешанное избрание депутатов, чтобы участвовали все партии. Никогда выборы депутатов по округам не будут равняться по материальным затратам с выборами мэра.
Анна СМИРНОВА