Главная > Политика

Александр Дроботов: Демократия в Тольятти не пострадает

28 декабря, 05:52 Политика

Во многих муниципалитетах Самарской области идет реформирование системы местного самоуправления. Речь идет об избрании главы из числа депутатов и назначении сити-менеджеров, ответственных за работу исполнительного органа власти. К такому варианту перешли уже примерно половина поселений, три городских округа и три района. Тольятти пока остается в стороне от этого процесса. В то же время обсуждения уже начались в думе и за ее стенами. Об этом мы поговорили с Александром Дроботовым.

— Александр Николаевич, вы в течение 15 лет возглавляли Думу Тольятти, хорошо знаете все нюансы взаимоотношений между представительной и исполнительной ветвями власти. Что вы думаете о необходимости внесения изменений в устав г.о. Тольятти нормы, связанной с выборами главы местного самоуправления из числа депутатов и назначении по контракту главы исполнительной власти?

— Будучи руководителем думы, я имел возможность видеть все варианты организации местного самоуправления на местах. Еще года два-три назад я с удивлением отмечал, что наиболее успешные города – Тюмень, там построена цивилизация на порядок выше тольяттинской, Пермь, там освоены передовые методы оказания медицинской помощи населению, много других городов – работают по варианту, когда глава возглавляет исполнительную власть и нанимается по контракту. Сравнивая опыт, который накопился у нас в управлении городом, с тем опытом, который есть в Тюмени, наш проигрывает по всем статьям.

—  Может быть это связано с тем, что Тюмень – это особая территория, там другие деньги?

— Дело не только в этом. Каждые четыре года городское сообщество Тольятти буквально проходит процедуру разобщения, поляризации отношений к тому или иному кандидату на пост главы местного самоуправления. Общество погружается в раздрай, и это касается не только политических и бизнес-элит, в конфликты втягиваются коллективы. Потом года два-три остается ощущение этого раздрая. Едва ситуация успокаивается, как наступает время новых выборов, и все начинается сначала. Этот фактор практически не действует при выборах депутатов и главы местного самоуправления из числа депутатов.

Далее. Сам характер властных отношений при действующей системе выборов подразумевает нарастающий или затухающий время от времени конфликт между исполнительной и представительной властью. Конечно, разность позиций должна быть, в этом заключается система сдержек и противовесов: у первой ветви есть все возможности, чтобы исполнять бюджет, распоряжаться деньгами, у второй – контролировать это исполнение. Но противостояние сходит на нет, если глава местного самоуправления избирается из числа депутатов, а руководителя мэрии нанимают по контракту.

При новой схеме выстраиваются деловые отношения у исполнительной власти с представительным органом.

—  Я как раз хотела задать вам вопрос: какие преимущества сулит новая система управления городом?

— Наемный руководитель городской администрации вплотную приближен к земле, без показушных публичных штучек. Непосредственными выразителями воли народа являются депутаты. Это их миссия. Они знают положение дел на территории, настроения людей, какие требования предъявляются к городскому руководству. Но изменить ситуацию не всегда могут. Пример – утверждение расходов на благоустройство округов. Каждый год при утверждении бюджета депутаты настаивают на выделении средств, среди больших городов Поволжья Тольятти самый неблагоустроенный. И это единственная сумма, которая идет напрямую на благоустройство дворов, скверов, детских площадок, проходит через такие перипетии. Депутаты каждый раз доказывают необходимость таких расходов, а мэрия каждый раз пытается уклониться. Необъяснимое явление. Мэр избранный слишком высоко находится. А стоящим под ним структурам все равно, что о них подумает народ.

Мое мнение: все, что связано с волеизъявлением народа, политической жизнью можно с чистой совестью оставить депутатам, которые будут играть более весомую роль при формировании бюджета, транслировать, куда целесообразнее потратить деньги. Мэрия при этом варианте будет прислушиваться к депутатам более внимательно, чем сейчас.

— Наверняка несогласные заявят, что отказ от прямых выборов мэра – это удар по демократии. Тольяттинцы лишатся возможности влияния на человека, который будет руководить городом. Разделяете ли вы это мнение?

— Нет, не разделяю. Это равноправная форма из трех форм, прописанных в Федеральном законе «Об основах организации местного самоуправления».

Народ как источник власти участвует в выборах, выбирая депутатов, наделяет их властью. Депутаты избирают из своего состава главу местного самоуправления, который возглавляет представительную власть. У этого главы фактически полномочия председателя думы. Он обязан создать комиссию, которая представит ему кандидатуру сити-менеджера – главы администрации. И выставить эту кандидатуру потом на утверждение думы. Демократия не пострадает.

— В этом случае усиливается влияние представительной власти.

— Да. И от этого выигрывает рядовой избиратель. Попасть на прием к мэру всегда было очень сложно, а к депутату всегда было проще. Но если депутат раньше говорил: «Я не могу решить тот или иной вопрос, так как есть мэр, а у меня ограниченные полномочия», – то после внесения изменений в устав и перехода на новую форму управления городом депутат уже не сможет так отвечать. Депутаты через думу смогут рекомендовать мэрии это делать. Проигрывает только одно ощущение, что мы раз в четыре года имеем право сказать «да» или «нет» конкретной персоне, выдвинувшейся в мэры.

Давайте посмотрим на обсуждаемый вопрос с другой стороны. У Тольятти есть печальный опыт, когда город вообще остался без мэра. И было никак не возможно исправить ситуацию. С наемным руководителем администрации можно принимать оперативные решения.

— Не секрет, что сегодня у избирателей нет механизма отзыва мэра. Эту норму только собираются внести в устав г.о. Тольятти. И получается, что, если жители недовольны градоначальником, им все равно приходится ждать, пока истечет срок его полномочий. И по этому тоже надо менять систему управления городом. Вы разделяете эту точку зрения?

— Да, разделяю. Я на своей шкуре почувствовал отсутствие мэра в период известных событий с Уткиным. Или взять ситуацию в Самаре, когда там мэром был Виктор Тархов. У него не сложились отношения с губернатором, а в результате городу было сложно получить средства на ремонт дорог, капремонт жилого фонда, он не участвовал в большом количестве программ. Из-за амбиций главы местного самоуправления, жителям приходилось терпеть множество неудобств.

— Я так понимаю, если будет нанятый глава исполнительной власти, то распрощаться с ним, как не справившимся с работой, будет намного проще?

— У него будут, конечно, гарантии – контракт будет заключаться на срок избрания представительного органа. Но если работа мэрии действительно будет завалена, то расторгнуть контракт, я думаю, не составит большого труда. Этот вариант возможен без той тяжелейшей процедуры, которая сейчас присутствует по отзыву мэра.

— Как бы думаете, Александр Николаевич, переход на систему с назначением сити-менеджера может повысить эффективность работы чиновников?

— Конечно. Чувство ответственности, как бы мы ни пытались от него абстрагироваться, – это самый главный стимул в работе. И потом. В стране наработан большой положительный опыт крупных городов, которые перешли на новую форму управления. И никто не отказался. Тольятти следует изучить этот опыт, извлечь из него самые ценные уроки.

— Как правило, избирательные кампании всегда дорого стоят, в том числе выборы мэра обходится недешево для бюджета…

— Здесь все понятно, тема, что называется, лежит на поверхности. Выборы мэра, а тем более если человек хочет сохранить за собой пост, – это очень дорогая вещь. И для бюджета, и для всех ее участников. Каждый претендент опирается на десятки сторонников, тех, кто участвует в финансировании кампании. В городе Тольятти это сотни миллионов рублей.

— Но вы же не станете отрицать, что отказ от прямых выборов мэра приведет к тому, что депутатский мандат станет дороже?

— Может быть, это повлияет на стоимость выборов депутатского корпуса, но незначительно. Вы же знаете, что депутаты Думы г.о. Тольятти избираются по смешанной схеме – половина по одномандатным округам, другая – по партийным спискам. И если кандидаты одномандатники могут потратить на выборы определенную сумму, указанную в законе, то от партий депутатами могут быть избраны представители народа, вот как сейчас произошло. В нашей думе есть депутаты от «Единой России», КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР и правые силы. Это существенным образом умиротворяет политическую ситуацию. Не зря Президент РФ в своем Послании говорил о поправках, которые бы предусматривали смешанное избрание депутатов, чтобы участвовали все партии. Никогда выборы депутатов по округам не будут равняться по материальным затратам с выборами мэра.

Анна СМИРНОВА

газета Тольяттинский Навигатор