Главная > Транспорт

Не исключено, что дорогу не исключили

2 марта, 09:48 Транспорт

В местном отделении партии «Единая Россия» прошел круглый стол, на котором обсуждали развитие транспортной инфраструктуры Тольятти. Эксперты пришли к выводу, что лесная дорога необходима городу.

Сегодня по дорогам нашего города колесит более 250 тысяч личных автомобилей тольяттинцев, добавим к ним многочисленные маршрутки и прочий общественный транспорт, «автогостей» города и проезжающих через него и получим цифру в два-три раза больше названной. Теперь вспомним, что транспортные магистрали города в основном были построены в советское время, когда автомобиль был роскошью, а не средством передвижения, и станет понятно, даже не выезжая за пределы своей улицы, что дорожная сеть не справляется с количеством «железных коней». Отсюда пробки, заторы и долгое пребывание в пути. И это сегодня. А теперь заглянем в недалекое будущее: идет строительство особой экономической зоны, IT-парка «Жигулевская долина», создаются новые рабочие места, привлекается дополнительная рабочая сила, и, как следствие, на дорогах появляется все больше транспортных средств.

С обширным докладом на тему развития транспортной инфраструктуры выступил на круглом столе руководитель департамента транспорта мэрии Тольятти Геннадий Таранов. С его слов, для решения проблемы транспортных заторов в соответствии с утвержденными целевыми программами «Модернизация и развитие автомобильных дорог местного значения на период 2009 – 2015 гг.» и Программой комплексного социально-экономического развития г.о. Тольятти на период 2010 – 2020 гг. разработана проектно-сметная документация, имеющая положительное заключение экспертизы на строительство новых, реконструкцию существующих автодорог. В программы входит строительство автодороги по ул. 40 лет Победы с выездом на Южное шоссе; строительство многоуровневой развязки на пересечении Южного, Автозаводского, Хрящевского шоссе и ул. 40 лет Победы; реконструкция Южного шоссе на участке от ул. Полякова до ул. Ботанической с заменой кольцевых развязок на прямые участки; реконструкция ул. Лесной на участке от ул. 50 лет Октября до ул. Комсомольской с расширением проезжей части до 4 полос; реконструкция автодороги через зеленую зону с расширением проезжей части до 4 полос; реконструкция Автозаводского шоссе от ул. 50 лет Октября до Южного шоссе с расширением проезжей части до 8 полос; строительство развязки Обводное – Южное шоссе.

Наиболее проработанными из этих вариантов являются реконструкция дороги через «зеленку» и реконструкция Южного и Автозаводского шоссе. Однако в их реализации существуют определенные трудности. Во-первых, при расширении дороги вдоль зоны отдыха потребуется выкупать у собственников землю. И если на строительство дороги потребуется 530 млн рублей, то для «изъятия» земельных участков необходимо 2 млрд 600 млн рублей. Второе, возле памятника Татищеву дорогу расширять будет просто некуда, так что «бутылочное горлышко» на этом участке все же останется. Третье, при реконструкции увеличится нагрузка на Южное шоссе. Четвертое, последнее, и самое главное – для спрямления дороги потребуется вырубить 60 гектаров соснового леса, именно того, что уцелел после летних пожаров. Участники круглого стола, отметили, что проект разрабатывался до того, как часть соснового бора погибла при пожаре.

Реконструкция Южного и Автозаводского шоссе. Необходимо будет расширить дорожное полотно на Южном шоссе до 8 полос, построить дублер «Южки», сделать полноценным движение по улице 40 лет Победы до Южного шоссе, построить развязки на пересечении Хрящевского, Южного, Автозаводского шоссе и на перекрестке Обводного шоссе и улиц Автостроителей и Офицерской. В реализации этого проекта сложностей не меньше. Основная – в том, что, если перекрыть любой участок на Южном либо Автозаводском шоссе, в городе наступит транспортный коллапс.

Выслушав доклад Геннадия Таранова, Николай Ренц, секретарь политсовета местного отделения «ЕР», заинтересовался дорогой через лес. Основное преимущество этой дороги – не придется останавливать движение, пропускная способность дорог через «зеленку» и по «Южке» не отразится при строительстве. Протяженность дороги от улицы Лесной до Ленинского проспекта составляет 5 км, 2,5 км будет проходить над лесом. Из Старого города в Новый можно будет добраться за 10-15 минут. Не пострадают ни лес, ни грунт, под которым находится артезианская линза, обеспечивающая водоснабжением жителей Центрального района. Сложности здесь в другом: реализация экологичного варианта – эстакадной дороги – обойдется городу в 2,5-3 млрд рублей.

Узнав о такой высокой стоимости, Николай Альфредович спросил, сколько будет стоить дорога в грунте. На что Геннадий Таранов ответил: «В грунте стоимость 1 км составляет 50 млн рублей. То есть понадобится 300-400 млн рублей, включая строительство примыканий». При этом дорога станет длиннее на километр из-за огибания артезианских скважин, и опять придется вырубать лес.

Маловероятно, что Тольятти сможет найти половину городского бюджета на строительство эстакадной дороги, поэтому вариант грунтовой дороги было решено вынести на обсуждение политсовета «Единой России», который состоится 28 февраля. Однако закавыка еще и в том, что, поскольку лесная дорога исключена из генплана города, то ее проектом в последнее время никто и не занимался. По нормативам, до трех месяцев длится экспертиза, от 1,5 до 2 лет идет работа над проектом, полгода потребуется на его техническое обоснование, да и само строительство займет не меньше года-двух. Словом, как подытожил Сергей Очиров, от момента принятия решения о строительстве лесной дороги до перерезания красной ленточки пройдет не менее пяти лет.

На круглом столе была поднята еще одна проблема узкого дорожного места. Это поворот на Тольяттикаучук. Коллективам Северного промузла нашего города еще в год выборов Анатолия Пушкова представители «Единой России» обещали реконструкцию этой части. Николай Ренц свои обещания помнит, и, с его слов, проблема в этом году будет снята. Для этого необходимо реконструировать дублер улицы Новозаводской – Новопромышленную. Кстати, трасса на последней строилась как раз для того, чтобы разгрузить дорогу на Новозаводской, пустив по ней грузовые потоки транспорта. На сегодняшний день для ее расширения понадобится выкупить земельные участки у собственников, а для предотвращения увеличения их количества – объявить мораторий на выдачу или продажу земли на улице Новопромышленной.

Но вернемся опять к дороге через лес. Остается непонятным следующее: под нажимом общественности эта дорога была исключена из генплана города, мэр города Анатолий Пушков комментирует данный факт следующим образом: «Мэрия не рассматривает строительство дороги через лес вообще. Ни я, как мэр, ни мэрия вообще. По крайней мере, в ближайшие несколько лет…»

А вот что думают о дороге через лес жители Тольятти.

Депутат Валерий РОДИОНОВ:

— На мой взгляд, такая дорога нужна городу, но реализация этого проекта возможна лишь при неукоснительном соблюдении всех экологических требований. Не исключено, что при дальнейшей корректировке генплана, если местные власти к тому времени будут располагать соответствующими данными социологического опроса горожан, «лесная дорога» все-таки будет включена в данный документ.

Геннадий СУЛЬДИМИРОВ, бывший главный эколог Тольятти, кандидат технических наук, профессор кафедры «Экология и природопользование» ВуИТ (после общественных слушаний по принятию генплана города):

— В свое время я рьяно выступал против строительства «лесной дороги», но сегодня ясно одно: сколько бы мы ни прятали голову в песок, дорога нужна, особенно в связи со строительством особой экономической зоны… Помяните мое слово, дорога через лес будет!

Владимир ЖУКОВ, председатель Тольяттинской ТПП, депутат (из записи в его блоге):

— Лет 30 назад, когда в городе еще не было проблем с транспортным потоком, специалисты и архитекторы предложили построить дорогу через лес. Тогда, правда, был выбран скоростной трамвай. Но ситуация изменилась. И сегодня ни метро, ни трамвай не решат проблему… Выход один. Разработчики генплана должны спроектировать скоростную дорогу, которая бы не повлияла на экологию…

Защитники природы не учитывают, что два городских района соединены не по кратчайшей линии, а по огромной дуге. Мы некогда по праву гордились тем, что Тольятти – один из немногих городов, в генплане которого была учтена перспектива роста и были заложены широкие дороги. Этот рост состоялся – надо думать о будущем. И если не принять своевременных мер, то город задохнется в транспортном тупике. Человек будет часа два добираться из Автозаводского района в Центральный. Кому это придаст силы и вообще желание ездить на работу?.. Сегодня нужно потратить минут 40, а то и больше часа, чтобы добраться из одного района в другой. И это при условии отсутствия пробок и аварий. Это значит, что весь транспорт в течение часа загрязняет город, выбрасывает грязь в наш организм. Если же создать прямую скоростную трассу, то на ее преодоление понадобится минуты 4, а вредных выхлопов, соответственно, будет раз в 10 раз меньше…

Можно предположить, что сегодня вопросы строительства дороги являются для кого-то простой возможностью напомнить о себе. Эти люди перестали быть востребованными, а тут такой шанс себя показать… Если решение не будет принято в ближайшее время, если не начнется проектирование строительства дороги, то лет через 5 лет город будет задавлен смогом. Потому что не заводы, не предприятия дают основное загрязнение, а именно машины, которых с каждым годом становится все больше.

Ольга ЧЕРЕПАНОВА

газета Тольяттинский Навигатор