Главная > Политика

Александр ДРОБОТОВ: «Нужно найти выход из правового тупика»

19 июля, 07:15 Политика

Развитие ситуации с земельным вопросом на территории Тольятти ведет к обострению социальной напряженности в обществе. Почему сложилась такая проблема, каковы ее последствия для города, а также о том, что предпринимают для ее решения депутаты Самарской губернской думы от Тольятти, наше издание беседует с Александром ДРОБОТОВЫМ.

— Александр Николаевич, почему земля на территории Тольятти оказалась в собственности Российской Федерации?

— Оформление земли в Тольятти проводилось в конце 90-х годов. Земельные отношения в то время, в условиях перехода России на рыночную экономику, складывались по методу проб и ошибок, и согласно законодательству того времени земли, находящиеся в черте города, при передаче их в аренду должны были иметь запись о собственнике. До выхода Федерального закона от 17 июля 2001 г. № 101 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» такая запись вносилась регистрационной палатой при регистрации сделок по передаче земли в аренду в виде фразы «собственность Российской Федерации». Эта фраза представлялась им тогда наиболее верной.

С высоты прожитых лет, накопленного опыта стали видны ошибки и в законодательстве, и в действиях руководителей регистрационной службы. Но в то время, когда вносились записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), об их последствиях не было ничего известно. Тогда люди хотели брать землю в аренду на территории местного управления, в то время еще и статуса городского округа не было. Но в то же время на руководителей регпалаты ложилась ответственность о недопустимости парализации общественно-хозяйственной деятельности: земля на территории Тольятти должна была сдаваться в аренду и служить источником доходов местного самоуправления.

Официальная позиция правительства Самарской области заключается в том, что запись о праве собственности РФ на эти земли в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) была произведена без согласия и даже без уведомления региональных и муниципальных органов власти.

— И сколько же таких участков оказалось в собственности Российской Федерации?

— Всего на территории Самарской области зарегистрировано более 15 тыс. земельных участков, отнесенных к собственности РФ. В черте Тольятти их более двух тысяч. Самых больших участков, от которых город получал основной доход, 85. Это земля под заводами АВТОВАЗом, Тольяттикаучуком, строительными и коммерческими организациями, социальными и культурными объектами.

— Александр Николаевич, почему в последнее время проблема особенно обострилась?

— Территориальное управление стало рассылать письма руководителям предприятий с требованием перечислять арендную плату за пользование участком на реквизиты территориального управления, а также направить копии платежных документов за последние три года. Территориальное управление Росимущества пошло еще дальше: оно разослало письма арендаторам земельных участков, на которых не возведены капитальные постройки, с требованием освободить эти участки, передав их по акту приема-передачи территориальному управлению с последующим выставлением на торги. Это 500 земельных участков. Представьте: бизнесмен в течение многих лет арендовал участок, вкладывал средства на ведение предпринимательской деятельности, платил налоги в  местный бюджет, и вот ему говорят, что он должен освободить участок, который в последующем будет выставлен на торги. На этой земле расположены автостоянки, торговые павильоны, здесь организованы тысячи рабочих мест. Эти действия могут серьезно дестабилизировать малый и средний бизнес в городе. Что произойдет в результате? Что будут думать люди о государстве, правящей партии?! Я не перестаю удивляться энтузиазму федеральных структур, которые с упорством, достойным лучшего применения, генерируют ситуации, направленные на протест населения. И это притом, что президент и председатель правительства постоянно в своих выступлениях требуют от госчиновников относиться с пониманием к нуждам населения, малому и среднему бизнесу.

С 1 января 2012 года истекает срок льготного выкупа земли, на которой расположены хозяйствующие субъекты, но арендаторы земли не могут стать ее собственниками из-за того, что не разрешен земельный вопрос.

Но и это еще не все последствия. Территориальное управление обратилось с исками в арбитражный суд с заявлениями по взысканию с городского округа сумм необоснованного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, а также о признании договоров аренды недействительными.

Сумма выпадающих доходов бюджета Тольятти с учетом исковой давности составляет 3 млрд 600 млн рублей, из которых 1,565 млрд рублей – арендные платежи, полученные муниципалитетом, 74 млн рублей – средства от продажи земельных участков и 1,96 млрд рублей – средства от возможной продажи земельных участков.

— Что же тогда останется в тольяттинском бюджете и каковы возможны последствия для города?

— До кризиса городской округ Тольятти по всем видам налогов и сборов собирал 32 млрд рублей, при этом в городском бюджете оставалось всего 7 млрд рублей. Доходность города для государства составляла более 400%. Вы знаете какой-либо вид законного бизнеса, приносящий такие доходы? И я не знаю. То есть Тольятти для Российской Федерации являлся весьма доходным источником. Городу для нормального существования и развития нужно порядка 22 млрд рублей. Сейчас, после того как кризис преодолен, я думаю, что город по сбору налогов вышел на прежний уровень. Поэтому изъятие средств за аренду и продажу земельных участков, находящихся на территории города, но при оформлении которых была внесена в ЕГРП такая запись, как «собственность РФ», приведет к серьезнейшему подрыву жизнедеятельности города.

Все, что было направлено на социальные программы, поддержку малоимущих, бизнеса, – все рухнет. Если дефицит бюджета превысит 30%, в городе может быть введено внешнее управление. Жители, по праву требующие нормальных условий проживания в городе, будут выражать свое возмущение, социальная напряженность резко возрастет.

Получается, что государство одной рукой поддерживает Тольятти, предоставляя различные субсидии градообразующему предприятию на развитие особой экономической зоны, парка высоких технологий, на программы развития малого и среднего бизнеса, другой перекрывает источники наполнения местного бюджета.

— На депутатских слушаниях, посвященных данной теме, и.о. руководителя территориального управления Сергей Файнгерш сказал, что раз АВТОВАЗ строился на государственные деньги, значит, и земля под ним принадлежит РФ…

— Если продолжить линию его мысли, город тоже строился за счет государства, значит, и вся земля под ним – федеральная собственность. Зачем тогда нужно местное самоуправление?! Передавайте все государству, и пусть оно содержит городской округ.

— Какие меры предпринимают депутаты местной и губернской думы для того, чтобы не допустить банкротства города?

— Депутаты Тольяттинской городской думы обратились в областную думу с предложением инициировать поправку в статью 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Дополнить пункт 6.1 следующим содержанием: «Внесение записей в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности РФ на земельные участки в основании статьи 214 Гражданского кодекса не является основанием для возникновения права федеральной собственности на них. Указанные земельные участки признаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена». В таком случае вступает в действие строка закона о разграничении, где говорится, кто первый принял решение, тот и разграничил. То есть если земля была передана в аренду местным самоуправлением, то муниципалитет является ее собственником.

Повторно направлено обращение президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой предоставить возможность распоряжения данными земельными участками органам местного самоуправления.

Минрегионразвития РФ планирует посвятить данной теме заседание, и в качестве варианта решения проблемы существует возможность убедить представителей министерства, что земля, расположенная в черте города, должна принадлежать муниципалитету.

— Александр Николаевич, на ваш взгляд, почему происходят такие правовые коллизии? Ведь, по сути, все кажется ясным: раз земля находится на территории городского округа, значит, и принадлежать она должна муниципалитету.

— На территории местного самоуправления могут присутствовать все виды собственности. Но вчитайтесь еще раз в поправку: Федеральный закон также гласит, что разграничит собственность тот, кто первый принял решение по земле. Земля отдавалась в аренду управлением земельных ресурсов местного самоуправления. Сначала был договор аренды, а уже потом регистрация в регпалате с внесением записи «собственность РФ». Здесь нужно решение вышестоящего органа правительства РФ. Или более длительный вариант – поправка в Закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Нужно сообща искать выход из тупиковой правовой коллизии, а не уходить в конфронтацию. И как можно быстрее. Горожане за такую мудрость нам только спасибо скажут.

Ольга БАРКАЛОВА

газета Тольяттинский Навигатор