Главная > Общество

Александр СТРЯПЧЕВ: «Я привык делать свое дело хорошо»

19 сентября, 08:19 Общество

Тольяттинец с семи лет, Александр Стряпчев в свои тридцать восемь выбрал одну из самых проблемных и социально значимых отраслей современной экономики – коммуналку. Ту самую, которую сплошь и рядом ругают даже самые тихие и безголосые. Ругают из телеящика и с лестничной клетки, ругают у подъезда и в Белом доме. Ругают сердитые бабушки и мэрские чиновники…

Но заместитель генерального директора Управляющей компании № 2 Александр Стряпчев несмотря ни на что получает удовольствие от своей работы. Он спокоен и внимателен, верит в разумность людей. Может быть, именно такой подход пойдет на пользу той самой, проблемной и обруганной коммуналке?

— Откуда родом, Александр Юрьевич?

— Родился в Новокузнецке Кемеровской области, но уехал оттуда в семь лет. С мамой, сестрой и бабушкой. В школу поступил уже здесь, в Тольятти. Сначала учился в тринадцатой, потом, когда получили новую квартиру и съехали с коммуналки, перешел в шестьдесят третью. Ее и закончил. Здесь же поступил в технологический вуз.

— То есть вы считаете себя не сибиряком, а тольяттинцем?

— Я прожил здесь три четверти жизни, как иначе?

— А почему именно этот вуз?

— Я склонен к гуманитарным вещам. И точно не технарь. Соответственно своим интересам и выбрал экономический. Отучившись два года, перешел на заочное.

— Потому что деньги были нужны или потому что выросли из детских штанишек?

— Потому что летом, на каникулах, работал в налоговой. Там тогда только все начиналось. Я окунулся в реальную жизнь, и это мне стало интереснее, чем учеба.

— И у студента Стряпчева началась карьера?

— Можно сказать так. Начал я простым инспектором, закончил главным – заместителем руководителя отдела. Тогда карьеры делались быстро. А через два года меня позвали в Инкомбанк. В Тольятти открывался его филиал. В то время в кредитном отеле, где я работал, была одна молодежь, все без опыта в банковской сфере, потому поднимали все вместе, с нуля, и все было интересно. Там я проработал три с половиной года, закончив свою банковскую карьеру в должности начальника отдела.

Затем, в 97-м, из банка я ушел и четыре года работал в АТП-1. Здесь, будучи начальником финансового отдела, мне приходилось выстраивать всю финансовую работу. Когда грянул кризис, мы, как смогли, его преодолели. Хотя ситуация была очень тяжёлой. Навалилась масса новой работы – по урегулированию задолженностей, взаимодействию с банками и с налоговыми.

— Организаторские способности проявились в АТП или были у вас всегда?

(Улыбается. – Авт.) – В студенчестве лидером, пожалуй, не был. Скорее, я человек, который привык брать на себя ответственность. Мне интересно работать, когда я не зажат жесткими рамками чьих-то решений сверху. Может быть, поэтому в конце 2002-го уже работал на «Лада-хлебе». Правда, теперь уже начальником планового отдела. Потом меня пригласили на работу в АВТОВАЗТРАНС. В то время предприятие переживало сложный период, и было необходимо разработать комплекс мероприятий по его преобразованию.

— Снова экономистом?

— Там у меня было много функций, не связанных с экономикой. Представьте: крупнейшее транспортное предприятие в городе. Стопроцентная «дочка» АВТОВАЗа. 5 тысяч челове,к работавших на тот момент, 2 тысячи единиц техники. И очень разные задачи… Я брал на себя стратегические решения по выбору линии поведения предприятия. Здесь все было немного выше, немного больше и намного интереснее. В такой работе понимаешь, что последствия твоих решений влияют на многое и практически необратимы. Именно здесь я понял, как важен порядок во всём: в мышлении, в расчетах, во взаимоотношениях с людьми.

— Интересно, что вы как экономист каждый раз профильно оказывались совсем на разных полюсах производства?

— А экономика невозможна без производства. Нельзя выстраивать первую, не понимая второго.

— Но они слишком разные…

-Это вопрос понимания. В принципе, последние лет семь я не столько экономист, сколько управленец, а управленец вовсе не должен быть знатоком во всех областях. Это нереально.

— Вы стали себя ощущать управленцем здесь, в системе ЖКХ?

— Нет, я стал себя ощущать управленцем как раз на уровне АВТОВАЗТРАНСа. Тогда я понял, что я это могу. Когда ты понимаешь, что что-то получилось, это делает тебя счастливым на какое-то время. Я ведь был молодым, и мне хотелось это ощущение счастья продлить.

— Вы говорите о себе в каких-то пять лет назад «это был молодой человек». А сегодня что же, не молодой?

-Я тогда был молод и профессионально. А теперь я уже работаю девятнадцать лет.

— Хороший трудовой стаж. Рано начали.

— Ну, это учитывая, что я два года проучился на дневном. Экономический, а потом и юридический я закончил заочно.

— Когда же случилось второе высшее?

— В 2000 году. Мне это было необходимо для работы в АТП, потому что много вещей нужно было понимать самому, не перепоручая специалистам. В 2004 году защитил диссертацию по экономике.

— А тема?

— «Учёт и анализ движения денежных средств в муниципальном транспортном предприятии». Это коротко (Смеётся. – Авт.) Я защищался по материалам АВТОВАЗТРАНСа.

— Диплом кандидата наук прибавил вам в осознании, что вы в этом деле спец?

— Ну да. Хотя я больше не теоретик, а практик. У меня склад ума практический. Кандидатская позволила преподавать. Преподавал в СаГА, где получал юридическое образование.

— Теперь самое интересное: почему именно ЖКХ? Были ли у вас сомнения, когда вам предложили работу в управляющей компании?

— Нет. Сомнений не было. Это крупное предприятие. Не градообразующее, но с высочайшим уровнем социальной ответственности. Проблематику я понимал. Хотелось сделать что-то хорошее в этой сложной отрасли.

— Для обывателя управляющая компания – тот же бывший ЖЭК.

— Для обывателя да. Да и фактически, наверное, тоже – это ведь осколки тех же муниципальных социалистических ЖЭКов, со всеми их проблемами, начиная от недофинансирования и кончая старым жилищным фондом.

— Очень старым?

— Нашему жилищному фонду 35-40 лет. И много всяких проблем: с персоналом, с техникой, но, знаете, все равно все это интересно доводить до ума. Тяжело, но и интересно. Здесь порядка тысячи работников. Если считать с подрядчиками, то и две тысячи выйдет.

— А вам не кажется, что ЖЭК ниже по статусу?

— А причем здесь статус? Здесь совершенно другие задачи, особая цель.

— Какая?

— Новое качество управляющей компании.

— Какие задачи вы перед собой ставили? Что в вашем активе?

— В первую очередь – изменить подходы к работе, заложить основу по техническим вещам.
Многие жители ругают управляющие компании за то, что стоит за рамками компетенции УК, – энергетику, поставку ресурсов. Но основная проблема именно здесь, и львиная доля средств жителей уходит именно туда. Мы пытаемся снизить расходы жителей: устанавливаем на домах приборы учета, оптимизируем убытки, возникающие от действий энергетиков, создаём резервы и заделы.

— Заделы финансовые?

— Нет, это чисто технические вещи, связанные с постановкой приборов учета, заменой сетей. Это то, что даст эффект в будущем.

— Рано говорить, что получилось?

— Фактически задачи выполнены. И коллектив подобран, и структура управления изменена. И технические задачи на 98 процентов выполнены. Если бы не капремонт, который добавил нам и жителям обслуживаемых нами домов массу проблем…

— Знаю, что революция в вашей компании началась с жилетов, которые должны были надеть дворники и сантехники, и с бахил.

— Да… (Смеётся. – Авт.) С бахил… Но главное – людей менять изнутри, перевоспитывать. Не потому что это плохие люди. Просто надо соответствовать требованиям сегодняшнего дня. Конечно, на сотрудников накладывается и психологический фактор: люди достаточно восприимчивы к негативу о ЖКХ, идущему из СМИ.

— К негативу о ЖКХ также восприимчивы и жители домов. Вы с ними встречаетесь?

— Конечно. Мне много приходится общаться с жителями. Личный прием, выезды, встречи в домах… Всех нужно выслушать, иначе люди решат, что их мнение не учитывается.

— Понимаете друг друга?

— Многие приходят просто выговориться. Мол, плохо. Но мне импонируют те, кто не просто о плохом говорит, а поясняет: вот это плохо, но то-то и то-то можно сделать. Это называется конструктив. Проблемы есть всегда. Вопрос в другом: есть ли желание их решать, приходить к компромиссу? Часто люди воспринимают свои жилищные проблемы исключительно на уровне эмоций. Но эмоции проблем не решают, их решает разум.

— Да, но и вы не без эмоций.

— А я и не хочу сказать, что я неэмоциональный человек. Да, меня задевают какие-то вещи. Но я не могу их выплёскивать на коллектив, в котором трудятся люди, отдавшие, между прочим, жизнь этой работе. Они строили этот город, обслуживали его. Люди честно выполняют свою работу, и не их вина, что отрасль не в шоколаде.

— Вы профессиональный оптимист?

— Нет, не так. Просто я привык делать свое дело хорошо. Можно кричать, ругаться, говорить, что кругом воры, что нет условий, что жители не платят квартплату. Но если есть проблема, замалчивать ее нельзя. За нами ведь жители, энергетики, предприятия и организации, которые наши дома обслуживают. Да, это затратная отрасль. И в психологическом плане тоже. И проблем в отрасли, как я уже говорил, много, но их надо решать.

Иван КРАВЦОВ

газета Тольяттинский Навигатор