Главная > Экономика

Кто выиграет на российском авторынке?

14 октября, 08:15 Экономика

Джи Эм-АВТОВАЗ будет расширять собственную сбытовую сеть, на территории ОЭЗ в Тольятти может появиться автосборочное иностранное предприятие, «Нисан» планирует на мощностях АВТОВАЗа выпуск низкобюджетного седана 70 тыс. авто в год, российские автокомпонентщики могли бы занять европейский рынок при соблюдении определенного качества продукции – таковы основные тезисы V международной конференции по привлечению инвестиций в производство комплектующих для автомобильной промышленности «АвтоИнвест», прошедшей в Тольятти.

Актуально и эффективно

Организаторы форума – Национальная Ассоциация производителей автомобильных компонентов, Северо-Западное агентство по привлечению инвестиций и выставочный центр «Экспо-Тольятти» ставили перед собой цель – донести до профессионального сообщества организационные, нормативно-правовые и технические вопросы, связанные с развитием российского рынка автомобилей и автокомплектующих, наладить коммуникацию органов власти с бизнесом, которая необходима для развития и модернизации отечественного автомобилестроения. Актуальность и эффективность данной дискуссионной площадки подтверждены положительным опытом проведения форума «АвтоИнвест» в Санкт-Петербурге и Калуге. Участниками тольяттинского форума стали ведущие специалисты индустрии автокомпонентов России и зарубежья.

В работе конференции и выставки приняли участие компании-производители автомобилей («Джи Эм-АВТОВАЗ», «Хонда», «Нисан»), фирмы, занятые производством автокомпонентов, консалтинговые и аналитические агентства и представители органов власти.

Форум открыли министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области В. КАПУСТИН, заместитель директора департамента автомобильной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ А. ЖИДЯЕВ.

Министр промышленности и технологий Самарской области в своем выступлении сообщил, что на территории ОЭЗ и IT-парка «Жигулевская долина» будут максимально размещены предприятия по производству автокомпонентов. В. Капустин отметил, что от Минпрома РФ поступило предложение разместить на территории ОЭЗ в Тольятти автосборочное иностранное предприятие. Также министр донес до участников форума, что будет изменено законодательство Самарской области с целью создания благоприятных условий для инвесторов.

Ключевым мероприятием форума стало пленарное заседание «Инвестиции в российский автопром. Тенденции и перспективы современного этапа развития отрасли», на котором дискутировали первые лица крупнейших российских автосборочных предприятий «ГАЗ», «АВТОВАЗ», «Дженерал Моторс Авто», «СОЛЛЕРС», а также специалисты ведущих производителей автомобильных компонентов.

4 млн авто в год. Реально?

Представители власти считают, что у России хорошие перспективы для развития автопрома. В стране находится в пользовании достаточно много автомобилей старше 14 лет, и для обновления личного транспорта в нашей стране может ежегодно продаваться 3,2 млн авто. При этом следует учесть и то, что для России с ее огромными расстояниями автомобиль – единственное средство передвижения личного пользования. По итогам 2010 года Россия заняла 2 место в Европе по продаже авто. Со слов Владимира Тузова, директора «Бостон Консалтинг Груп», к 2020 году Россия должна выйти на уровень продаж 4 млн авто в год и занять первое место по продаже автомобилей в Европе, а также войти в десятку мировых рынков.

«Сегодня ¾ российского рынка занимают локальные компании, осуществляющие сборку иностранных авто на территории нашей страны, доля импорта снижена и будет стремиться к незначительной. Но автомобильная отрасль не может развиваться без привлечения хорошей компонентной базы. Реалии таковы, что по уровню локализации поставок комплектующих наша страна отстает от Китая лет на двадцать. И анализ крупнейших российских компаний, производящих автокомпоненты, показывает, что 80% из них находятся в глубоком кризисе», – сказал в своем выступлении В. Тузов.

Российский рынок агрессивен

Генеральный директор «Джи Эм-АВТОВАЗ» Джеффри ГЛОВЕР отметил, что ближайшей перспективой компании является попытка «расшевелить отношения с АВТОВАЗом и создать новый автомобиль «Шевроле». Директор компании также рассказал, что производству не удалось изолироваться от местных проблем, поэтому возникли трудности со сбытом. В перспективе «Джи Эм» будет расширять собственную сбытовую сеть. Среди основных проблем компании Дж. Гловер отметил недостаточное количество поставщиков автокомпонентов и не всегда высокое качество их продукции. «Наши поставщики знают, что контроль качества на предприятии достаточно жесткий. Ведь покупатель не собирается платить за плохой автомобиль. К поставщикам мы относимся с точки зрения корпоративной этики. Мы не можем перехватывать их. Но рынок в этом плане несколько агрессивен».

«Ниссан» вазовской сборки

Большинство поставщиков ООО «НИССАН МЭНУФЭКЧУРИНГ РУС», которое производит автомобили в Санкт-Петербурге, – иностранные компании. Основная причина – высокие требования к качеству продукции. Однако, со слов генерального директора Дмитрия МИХАЙЛОВА, компания рассматривает возможности сотрудничества и с российскими поставщиками. Генеральный директор ООО «НИССАН МЭНУФЭКЧУРИНГ РУС» также рассказал о производстве автомобиля «Ниссан» на мощностях АВТОВАЗа: «Производство низкобюджетного седана «Ниссан» начнется в следующем году. Планируется выпуск 70 тыс. авто в год. Мы видим большие перспективы для сотрудничества. Пока в портфеле «Нисан» нет модели для России. Надеемся, что новая модель станет локомотивом развития производства «Ниссан» в России».

Вице-президент по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» Евгений ШМЕЛЕВ также заметил, что качество автокомпонентов, произведенных в России, оставляет желать лучшего. И кроме прочего, если Россия все-таки «неожиданно быстро» вступит в ВТО, то времени на модернизацию отрасли не останется. Евгений Шмелев рассказал и о том, что автомобиль «Калина» признан соответствующим требованиям к утилизации в Европе, данное событие означает, что все комплектующие автомобиля должны по своему составу соответствовать европейским требованиям.

Возможности исчерпаны

Сергей ЦЕЛИКОВ, директор тольяттинского агентства «Автостат», считает, что сегодня автомобильный рынок исчерпал свои возможности. За последние полтора года нет динамики в его развитии. Раньше рынок рос за счет того, что он очень сильно провалился в 2009 году, затем последовал отложенный спрос, потом государство запустило стимулирующие программы в виде утилизации старых авто, льготного кредитования, что и позволило рынку восстановиться. Что же происходит сейчас? Отложенный спрос удовлетворен, инвестиционная программа благополучно завершена, льготное кредитование на следующий год не продлено. Стимулирующие программы показали свою эффективность, в них вложено меньше, чем получен эффект от них. Если не появятся новые стимулирующие программы, то рынок не только не вырастет, но и упадет.

Сергей Целиков также дал собственный прогноз рынку: «Разные источники показывают различные цифры предполагаемых продаж авто в России. Цифры разнятся от 3,6 млн авто в год до 4,5 млн. Но, если сравнить количество авто, приходящихся на тысячу жителей в развитых европейских странах, то в России должно продаваться 30 млн авто в год. Однако в этих странах жители получают от 3 до 4 тыс. евро в месяц. Если предположить, что к 2020 году средняя зарплата россиян будет составлять 100-150 тыс. рублей в месяц, то авторынок нашей страны выйдет на уровень продаж 4 млн автомобилей в год. В чем я лично сильно сомневаюсь. Проблема в том, что в России не растет доля жителей, способных приобрести новый автомобиль. Сегодня в среднем по России приходится всего 160 авто на тысячу жителей. Поэтому по текущему состоянию нашей экономики годовой уровень продаж составит немногим более 2 млн авто в год».

В заключение своего выступления директор «Автостата» высказал свое мнение по поводу того, кто выиграет на российском авторынке. Им станет «тот производитель, чья продукция будет выглядеть дороже, чем стоит». Самая продаваемая иномарка в России Hyundai Solaris подтверждает слова Сергея Целикова: по итогам девяти месяцев реализовано 66378 автомобилей.

Нужна глобальная матрица

Присутствующие на заседании пришли к единогласному заключению, что нужно создать глобальную матрицу, объединяющую всех российских поставщиков. Было отмечено, что на территории России, которая обладает огромным запасом нефти и газа, производство автокомпонентов находится, по сути, в зачаточном состоянии. 80% всех комплектующих производятся лишь в шести областях РФ. Наличие сырьевой базы позволит создавать новые производства автокомпонентов и при соблюдении европейских стандартов комплектующих выйти на мировой рынок. Так, в Европу блок-цилиндры поставляются из Бразилии, производителям автомобилей экономически невыгодно производить их на родине. Российские автокомпонентщики могли бы занять этот рынок при соблюдении определенного качества продукции.

Ольга ЧЕРЕПАНОВА

газета Тольяттинский Навигатор