Главная > Экономика

Свято место пусто не бывает

31 января, 10:52 Экономика

Производители автокомпонентов Самарской области не могут конкурировать с иностранными без серьезной модернизации своих производств.

С каждым годом на отечественном рынке появляется все больше иностранных производителей автотранспортных средств. Тем не менее объем выпуска автокомпонентов, изготавливаемых в России, остается минимальным, а проблема производства высококачественных комплектующих изделий для российской автомобильной промышленности по-прежнему остается одной из самых острых.

Обратная сторона

Автомобиль состоит из различных деталей, которые производят многочисленные  производители. И из того, насколько качественные запчасти поставляются на финишную сборку, складываются потребительские свойства автомобиля. После того как россияне оценили качество иностранных автомобилей, стало ясно, что нашему автопрому далеко до идеалов. Но в последнее время АВТОВАЗ, объединившись с концерном Renault-Nissan, для повышения спроса на свою продукцию стал предъявлять более жесткие требования к качеству автокомпонентов.

Другой момент: при выборе поставщиков для производства новых моделей концерна АВТОВАЗ-Renault-Nissan предпочтение будет отдаваться тем компаниям, которые могут локализовать производство на территории особой экономической зоны. И третье, вступив в ВТО, Россия снизит таможенные пошлины на европейские и американские комплектующие для сборки автомобилей в России.

Все вышеперечисленное будет способствовать повышению качества автомобилей, собираемых в России, но есть и другая сторона медали. Предприятия Самарской области, большинство которых расположено на территории Тольятти, заточены под производство автокомпонентов исключительно для АВТОВАЗа. И без модернизации своих производств они не только не смогут быть конкурентоспособными, но и потеряют основного своего заказчика. Вместо них придут иностранные производители и лишат местных производителей заказов. Последние в свою очередь будут вынуждены свернуть производства, уволить людей и испортить областную и тольяттинскую отчетность по развитию предприятий малого и среднего бизнеса.

Нужна модернизация…

Для ответа на вопрос, что делать, прошло рабочее заседание с участием представителя министерства экономического развития Самарской области Сергея КОРНИЛОВА, руководителя финансового департамента мэрии Тольятти Дениса ЖИДКОВА, инициатором встречи выступил Алексей КОРМУШКИН, руководитель НП «Объединение производителей автокомпонентов Самарской области». Представители автокомпонентной отрасли высказались о своих проблемах и пытались вместе с чиновниками найти доступные меры их поддержки на государственном и муниципальном уровнях.

Сергей Корнилов:

— Во всех развитых странах мира практически не встретишь производителя автокомпонентов, производство которого заточено под одну компанию. Основная тенденция, существующая во всем мире, сводится к тому, что предприятия, производящие автокомпоненты, ориентируют свою продукцию не только для автомобильной отрасли, но и на другие секторы экономики. Наша задача – определить, чем региональная и муниципальная власть может помочь бизнесу и найти возможности для выхода отрасли в другие регионы.

Во всем мире существуют серьезные инструменты поддержки для автопоставщиков на уровне государства. Программ для поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе работающего в инновационном секторе, много и у нас, но достаточно часто руководители предприятий ими не пользуются. Причин здесь несколько: и то, что власть от бизнеса отдалилась и какие-то конкретные проблемы ей со стороны реального сектора зачастую непонятны, и то, что сами предприниматели часто не могут разобраться в хитросплетениях закона, а посему не принимают участия в конкурсах, выделяющих бюджетные средства. Согласно стратегии развития Самарской области до 2030 года автокомпонентная отрасль должна быть модернизирована и не замыкаться только на АВТОВАЗе. Поэтому, по мнению Сергея Корнилова, нужно определить, какие из производств есть у нас, что нужно другим сборщикам авто и как сделать так, чтобы заказ формировался в Тольятти. Но поскольку автомобильные кластеры сформированы во многих регионах, на уровне областей идет поддержка местных кластеров, и, чтобы поставлять свою продукцию в них, автокомпонентщики Самарской области должны делать ее лучше и дешевле.

И «длинные» деньги

Лучше и дешевле можно производить продукцию, однако, только после модернизации производства. Нужно делать анализ конкурентных преимуществ иностранных поставщиков, выбирать новые технологии и определяться, за счет каких инструментов поддержки их можно осваивать.

Сергей КОНОВ, директор ЗАО «Управление малой механизации»:

— На рынке банковских услуг отсутствуют длинные деньги, особенно для предпринимателей. И не секрет, что современные технологии, за которые все ратуют и которых ждут в России, весьма дорогие, например один маломальский современный станок стоит от 100 тыс. евро, технологии уровнем повыше – 300-500 тыс. евро, и это даже не полностью закрытый цикл. Нужны очень серьезные вливания, полностью переоборудовать производство за свой счет производства очень тяжело. Многие европейские страны помогают своим производителям, давая деньги банкам, промышленники в свою очередь получают кредиты под ноль процентов на закупку новой техники. Я не строю иллюзий на этот счет, но реальное снижение процентной ставки должно быть. Бизнес-проекты невозможно реализовать, платя в течение 5 лет 17-18% годовых. Это отразится на конкурентоспособности, если мы будем делать дешевые и качественные детали, то их продать можно хоть в Европу, хоть в Китай.

Дмитрий ЖАРИНОВ, директор «ЭкспоТольятти», экс-руководитель управления внешнеэкономической деятельности мэрии:

— За последние два года в Тольятти по программе поддержки МСП было роздано порядка 300 млн рублей. Куда они были отданы? Было предложение от Тольятти раздать их в качестве кредитов под низкий процент, однако область сказала: нет, так их никто не увидит, давайте раздадим по парикмахерам. В результате парикмахерам помогли, а автокомпонентщикам нет.

Позиция членов концерна АВТОВАЗ-Renault-Nissan, что и на новый завод HONDA, который может появиться на территории ОЭЗ, поставлять автокомпоненты должны поставщики первой очереди – это производители с громкими мировыми именами, в состав которых, к сожалению, не входит ни одно предприятие Самарского региона. Нужно признать серьезную недоработку областной власти, которая не вовлекла Renault ни в социальные, ни в экономические, ни в организационные структуры, существующие в Самаре и Тольятти. Представительства концерна Renault-Nissan в городе нет, его офисы существуют только в Москве, Париже и Токио. Соответственно на него не могут оказывать влияние ни региональные, ни муниципальные власти. Это нужно признать.

Процесс пошел?

Что ж встреча получилась плодотворной и эмоциональной, и, хоть она не решила многих проблем, собравшиеся производители автокомпонентов отметили, раз диалог с властью состоялся, значит, процесс пошел. Итогом встречи стало обращение от НП «Объединение производителей автокомпонентов Самарской области», направленное в министерство экономического развития Самарской области, в котором говорится о необходимости разработки специальных мер по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса автокомпонентной отрасли, направленных на замену устаревшего парка производственного оборудования, включая программу по выделению адресных субсидий; расстановку правильных приоритетов в поддержку предприятий (не менее 60% добавленной стоимости в автомобилях российской сборки должно быть российского производства); разработку программ по предоставлению льготного налогообложения, предоставления кредитных ресурсов на длительный период, компенсации затрат на проведение сертификации на соответствие международных стандартов ISO; поддержку по созданию научно-исследовательских центров и центров коллективного пользования по разработке и испытаниям автомобильных компонентов с целью увеличения доли собственных разработок автомобильных компонентов.

Если же всего этого не будет сделано в ближайшее время, российские производители автокомпонентов останутся не у дел. А свято место, как известно, пусто не бывает…

Ольга БАРКАЛОВА

газета Тольяттинский Навигатор