Главная > Правопорядок

Тольятти: кто следующий под снос?

3 апреля, 15:31 Правопорядок

Осенью прошлого года проверка выявила в Тольятти 554 незаконных торговых объекта, и только 16 из них были убраны или демонтированы. Одним из таких случаев стал дом на Ворошилова, 55, известный теперь на всю страну. В середине марта прокуратура Тольятти впервые в истории города добилась сноса несанкционированной капитальной постройки.

По решению суда снесли кафе «Трактир на Цветном», расположенное в 16-м квартале. Известно, что земля под кафе была взята в аренду 15 лет назад. Изначально был построен временный модуль, с годами на участке появилось кирпичное здание с отоплением, водопроводом, отдельной кухней, несколькими залами внутри и летней террасой. Представитель предпринимателя, адвокат Алексей Самойлов уверял тогда, что все эти годы бизнесмен пытался получить разрешение на строительство, но, так и не добившись разрешения, решил узаконить стройку постфактум. Тем не менее суд признал постройку незаконной и предписал снести кафе добровольно. Предприниматель этого не сделал, поэтому объект снесли принудительно.

В соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом за его счет. Решение о сносе самовольной постройки принимается судом. Иные органы власти такими полномочиями не наделены. Истцами по искам о сносе самовольных построек могут быть, например, собственники земельных участков, на которых было осуществлено самовольное строительство, а также иные заинтересованные лица. Требовать сноса самовольной постройки вправе прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) в случае, если такая постройка возведена гражданином. Также следует иметь в виду, что снос – не единственное решение проблемы. Закон позволяет собственнику земельного участка закрепить за собой право собственности на незаконно возведенный объект в целях дальнейшего использования по своему усмотрению. Но при этом компенсировать хозяину объекта расходы на строительство.

Учитывая то, что полный цикл согласований длится годами и требует немалых трат, очевидно, почему в городе процветает незаконное строительство. Этот вопрос поднимался строителями и бизнесом перед каждыми новыми выборами мэра Тольятти, однако так и не решен по сей день. Более того, по отзывам экспертов, коррупционная составляющая в вопросах получения разрешения на строительство в настоящее время велика как никогда.

Комментарии

Анатолий Морозов, зам. мэра Тольятти в 1992-1995 годах:
– При мне такого бардака не было. У нас были жесткие сроки, два раза в месяц собиралась земельная комиссия, которая сразу выносила решения по поступившим заявкам. Ныне же весь этот сектор регламентируется исключительно свободой деятельности чиновников. Что делать теперь? Не надо давать возможности брать взятки чиновникам. Есть правила, есть законы – надо их исполнять.

Наталья Гасанова, арбитражный управляющий:
– Данная ситуация, на мой взгляд, сложилась из-за того, что фактически не осуществляется котроль со стороны соответствующих органов за смовольным строительством. Как специалист, которой самой не раз приходилось регистрировать различные объекты, могу сказать, что система получения документов достаточно длительная, но реальная. У самих застройщиков чаще всего присутствует такой момент, из-за которого они не могут получить разрешения на строительство. Застройщики часто выходят за рамки утвержденного проекта и хотят построить чуть больше. Либо за границы участка выйти, либо этаж лишний надстроить. Естественно, получение разрешения тормозится. Я хотела бы, чтобы новый мэр наладил взаимодействие в вопросе контроля за самовольными стройками с органами внутренних дел. Муниципальные органы могут приостанавливать незаконное строительство. Если дело в коррупции – это поле работы для прокуратуры.

Александр Реттлинг, архитектор:
– Если сравнить Тольятти, например, с Нижним Новгородом, то у них численность управления архитектуры 84 единицы, у нас – около 20-ти. Не хватает просто людей, которые рссматривали бы вопросы, в основном чиновники сейчас занимаются отписками на запросы прокуратуры. Соответственно, по срокам на получение разрешения в Нижнем Новгороде уходит год, у нас – до четырех лет. Естественно, застройщику выгоднее сначала построить, а потом узаконить объект через суд. Кроме того, нынешний бардак происходит с молчаливого согласия ГАСК, нет выездных бригад для проверок. Фатически упразднен институт ТОСов, так называемый народный контроль. Новому заммэра по строительству первым делом надо разработать структуру управления архитектуры, пересмотреть структуру департамента по строительству, искоренить корррупцию.

Олег Меркулович

Источник: «Тольяттинский Навигатор»