Главная > ЖКХ

Виктор Энс: «Сегодня в ЖКХ все по-другому»

26 июля, 06:10 ЖКХ

На прошлой неделе мы отмечали 45-летие флагмана отечественного автопрома – АВТОВАЗа. Но нельзя забывать и о том, что строительство завода, вывод его на полную мощь были невозможны без создания нормальных условий для проживания людей, которые его создавали. Именно поэтому одновременно с возведением заводских корпусов строились и жилые дома Нового города. Темпы были поистине ударными: в мае 1969 года заселен первый дом, а в апреле 1972-го Автоград уже насчитывал 100 тысяч жителей. Жилищный фонд нужно было обслуживать, и в структуре ВАЗа появилось жилищно-коммунальное управление, которое курировал c 1984 года в должности начальника ЖКУ ВАЗа, а с 1991-го – заместителя генерального директора по быту и социальным вопросам Виктор ЭНС.

Виктор Энс обладает огромным опытом решения проблем в коммунальной и социальной сферах обеспечения жизнедеятельности города. С «Тольяттинским Навигатором» он поделился своими наблюдениями о глобальных изменениях, произошедших в жилищно-коммунальной отрасли, и размышлениями о том, что было упущено и что не мешало бы изменить в структуре ЖКХ.

— Сравнивать организацию обслуживания жилого фонда советских времен с постперестроечной нереально: уж очень многое поменялось. В свое время ВАЗ вкладывал значительные средства в содержание жилого фонда, в развитие территорий, коммунальных сетей. Сегодня все по-другому.

На ВАЗе в аппарате жилищно-коммунального управления работало 80 человек, они отвечали за организацию обслуживания всего Автозаводского района, части Центрального и Шлюзового микрорайона. И со всем справлялись. Сегодня сколько человек работает в управляющих компаниях, департаменте городского хозяйства мэрии, вместе взятых? И говорят, что людей не хватает…

Оплата услуг ЖКХ в структуре семейного бюджета была совсем незначительной, один квадратный метр содержания жилого фонда стоил 16,8 копейки, а киловатт электричества – 4 копейки. За население платили промышленные предприятия, то есть существовало перекрестное субсидирование, когда у населения тарифы низкие, а у промышленных предприятий значительно выше… Но и в то время существовали и конфликты на коммунальной почве, и должники-неплательщики. Нужно отметить, что ЖКХ всегда было на острие проблем, и это была единственная отрасль, которую можно было критиковать в то время. Но когда государство полностью отказалось от содержания жилого фонда, стряхнув с себя ношу проблем, сделав при этом всех собственниками, вот это привело к серьезным проблемам.

Только 10% в доходах ЖКХ состояла оплата услуг и квартплата, из которых часть средств шла на спортивно-массовую, воспитательную работу по месту жительства. В ЖЭКах, кроме всего, занимались организацией спортивных мероприятий, содержанием спортивных площадок, клубов народного и детского творчества. На территории Автозаводского района в структуре ЖКУ существовало порядка 100 различных клубов! По прошествии лет можно говорить о том, что уровень этой работы мог быть и выше, но сейчас она почти совсем не ведется.

— Виктор Борисович, как вы считаете, труднее ли стало работать управляющим компаниям, прообразом которых являлись жилищно-эксплуатационные участки?

— Намного труднее. Сейчас идет постоянный поиск виноватых, почему мы так плохо живем? И часто крайними оказываются управляющие компании. Взять, например, капремонт. По какому-то тендеру нанимают организацию, которая практически ничего не умеет и не имеет. Все, что у нее есть, – это ручка и компьютер. И эта организация выигрывает тендер на проведение капитального ремонта, не имея понятия о том, насколько трудно и ответственно организовать ремонт дома, в котором проживают люди. УК при этом не может спросить с подрядчика ни качества работы, ни сроков ее исполнения, потому что она его не нанимала. Но при этом все нарекания жителей, их просьбы и жалобы учитывать приходится именно управляющей компании. Жильцы, не вникая в тонкости и нюансы организации капремонта, не знают, что работы проводит не УК, а подрядная организация, заказчиком работ которой является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области. Жители говорят: мы платим, будьте добры выполнять свои обязанности. И справедливо требуют с УК качественной работы.

Мы в свое время организовывали капремонт жилого фонда несколькими силами РСУ. Внутри управления капитального ремонта были созданы поквартальные участки, которые отвечали за текущий ремонт, а для капитального ремонта привлекали известные в городе строительные компании с огромными производственными мощностями, во главе этих компаний стояли известные и уважаемые в городе люди. И то всякое бывало! Ведь что такое, например, заменить трубы внутри квартир, насверлив отверстий в межэтажных перекрытиях, и при этом не причинить неудобств жителям?! Это невозможно!

— Вы сказали, что и в ту пору в ЖКХ была масса проблем. Что вам конкретно мешало в работе?

— В стране не хватало ресурсов для содержания жилого фонда и его ремонта. Еще в те стародавние времена государство на эксплуатацию жилого фонда не закладывало никаких средств. Их просто не было в плане. И для служб по содержанию жилого фонда было большой головной болью, где и что достать. Строительные материалы в торговле отсутствовали, они лимитировались Госпланом по стране: например, направить на капитальное строительство столько-то и столько-то, на строительство жилья – столько-то, а на содержание – ничего. Пока мы на АВТОВАзе не добились, что из ресурсов, направляемых на нужды завода, нужно делиться с отраслью ЖКХ, никакого обновления жилого фонда не происходило. И когда у нас стали появляться необходимые материалы для ремонта жилого фонда, мы вздохнули свободно. Но это произошло достаточно поздно, начиная с 1986 года.

— Виктор Борисович, что, на ваш взгляд, нужно изменить в отрасли ЖКХ для того, чтобы жители меньше ругали коммунальные службы, а управляющие компании могли в полном объеме и на высоком уровне обслуживать жилищный фонд?

— Государство сняло с себя всю ответственность за жилищно-коммунальную отрасль. Люди, приватизировавшие квартиры в старом жилом фонде, которые некогда получили бесплатно, стали собственниками. Государство, десятилетиями не вкладывая средств в ремонт жилого фонда, передало его людям и обязало их на законодательном уровне содержать общедомовое имущество.

Во всем мире есть частное жилье, но существует и муниципальное жилье, которое содержится за счет местного самоуправления и средств жителей. На это, бесспорно, нужны большие деньги. Жилье, полученное бесплатно в советское время, должно оставаться в том числе и заботой муниципальной власти и содержаться в том числе за счет средств, поступающих в местный бюджет, и платежей населения. То жилье, что строилось либо приобреталось за счет средств людей, – это их собственность и их забота.

Я также считаю, что нецелесообразно было передавать магистральные инженерные сети в частную собственность. В уставе любой частной компании, независимо от формы ее собственности – общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество открытого или закрытого типа – записано, что основная его задача – получение прибыли. А на чем в наше время зарабатывают компании, эксплуатирующие коммунальные сети? На остатках производственных мощностей, которые создавались в советское время. Сегодня все занимаются извлечением прибыли, и никто не вкладывает средства в развитие и обновление. Почему нельзя направить часть прибыли на модернизацию отрасли, а не производить обновление и ремонт сетей за счет роста тарифов?!

Руководителям и сотрудникам управляющих компаний для того, чтобы не было конфликтов с населением, кроме всего прочего, нужно с уважением относиться к людям и быть профессионалами своего дела. Отрадно, что в городе есть компании, которые перенимают положительный опыт прошлых лет. Так, мне известно, что в УК № 2 занимаются работой, которая в наше время называлась работой по месту жительства. Они организуют для населения различные праздники, акции, субботники, стремясь сплотить жильцов, проводят работу по благоустройству дворов опять же с привлечением жителей. Ведь известная истина – человек, внесший свой вклад в обустройство двора или подъезда, будет беречь и свой труд, и свою среду обитания.

Ольга БАРКАЛОВА

газета Тольяттинский Навигатор